Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как живется ведьмам, палачам и вампирам: празднуем Хэллоуин

31 октября 2010, 17:24
Редакция 66.ru рассказывает о самых популярных образах Дня всех святых.
Этим вечером и до самого утра 1 ноября улицы американских городов заполнят Алисы из Страны чудес, взрослеющие герои Джоан Роулинг, полуистлевшие мертвецы и ожившие скелеты. И, хотя в России Хэллоуин отмечают с куда меньшим размахом, мы не упустим возможность рассказать о классических героях Дня всех святых, коими признаны ведьмы, палачи и вампиры, пришедшие к нам из темного средневековья.

«Колосажатель», который стал вампиром... Влад III Цепеш (Влад Дракула).

Досье: При жизни Влад Дракула развлекался тем, что сажал неугодных на кол, потому и прославился как «колосажатель». «Вампиром» Цепеша сделали уже после смерти, когда он превратился в героя румынского фольклора.

Согласно одной из версий, Влад стал вампиром, чтобы компенсировать недостаток крови, так как перешел из православия в католическую веру и, хотя мог причащаться Телом Христовым, вынужден был отказаться от причастия Кровью. По другой версии, его тело не было найдено в могиле, что, согласно верованиям румынского народа, красноречиво свидетельствует о превращении человека в вампира.


Пол: мужской.
Год рождения: 1413.
Место рождения: Трансильвания (Сигишоар).
Место жительства: собственная резиденция в Турговиште.
Гражданство: гражданин Румынии.
Родной язык: румынский.
Образование и обучение: в двенадцать лет попал в плен к туркам. Следующие четыре года посвятил изучению технологии «сажания на кол» — при помощи этой пытки турки расправлялись со своими врагами. Главное — чтобы кол не был слишком острым, иначе жертва умрет слишком быстро от потери крови.
Основной род деятельности: господарь Волахии.
Дополнительный род деятельности: создание и испытание новых видов пыток и казней на врагах и местном населении. Посадил на кол 500 бояр, прибил гвоздями тюрбаны к головам турецких послов. Чтобы искоренить преступность, одним своим подданным вспорол животы, других заживо сварил в котле, с третьих снимал кожу и скармливал птицам.
Состояние в браке: женат на Илоне Жилегай.
Дети: двое сыновей, Михня и Влад.
Что вы делали в августе 1460 года: посадил на кол 30 тысяч человек в одном из трансильванских городков.

Образ графа Дракулы привлекал не только румынских фольклористов, но и ирландских писателей, а позже и немецких кинематографистов.

Марина Альвитр, специалист по демонологии::


— Все эти штуки с ведьмами и вампирами просто-напросто человеческое желание к неограниченным возможностям, а следовательно, силе и власти. Произведение искусства (особенно массовое) стремится к созданию сопереживания между героем этого произведения и теми, кому оно адресовано, а также к частичному психологическому их наложению. Отождествлять себя с героем, источником неограниченной силы, хоть и с кучей проблем, да который, в свою очередь, еще и пытается искоренить в себе злое начало — приятно. Отсюда, в общем-то, и эксплуатация этой темы.


В 1921 году граф Дракула стал достоянием самого «народного», а значит, и массового искусства — кино, а теперь еще и телевидения. Режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау экранизировал произведение Брэма Стокера «Дракула», роман о похождениях вампира-аристократа графа Дракулы, на создание которого того вдохновил все тот же Цепеш. Получилась немая экспрессионистская лента под названием «Носферату. Симфония ужаса».



Почему Носферату, а не Дракула? Дело в том, что Мурнау не имел прав на использование романа, а потому, чтобы избежать претензий со стороны тех, кто эти права имел, режиссер немного изменил сценарий и придумал другое имя герою. В сцене, где граф Орлок пьет кровь жены главного героя, поселившейся в старинном румынском замке, хорошо видно, как сильно отличается киношный вампир от романного образа. Взять, к примеру, сцену смерти Дракулы: в фильме граф умирает от солнечного света, хотя, если верить книге, ему было суждено стать жертвой осинового кола. Посмотреть финальную сцену фильма и сравнить ее с оригиналом можно прямо сейчас.



Мария Бог, специалист по демонологии средневековой Европы::


— Влад Цепеш был настоящим детищем средневековья, а потому ничего особенного в нем не было: мистикой народ запугал, вот и стало имя нарицательным. А так, если сравнить с Европой, то ведь это ужас, что там делалось в то время... Например, графиня Баттери, которая вошла в десятку самых жестоких женщин, даже Ирму Грезе опередила. Вот она-то народу побольше Влада истребила, за красотой гонялась, бедняга. Мне кажется странным, что этот образ менее известен, чем Влад Цепеш.



История самого известного палача в истории... Шарль Анри Сансон.

Досье: Прославился тем, что привел в исполнение приговор, вынесенный судом Конвента Людовику XVI и Марии-Антуанетте. Несмотря на свою кровожадную профессию, Сансон не был жесток и, выполняя свои обязанности, стал одним из немногих, кто пожалел короля и заказал по нему панихиду.



Пол: мужской.
Год рождения: 1739.
Место рождения: Париж.
Место жительства: городские окраины.
Гражданство: гражданин Франции.
Родной язык: французский.
Образование и обучение: потомственный палач из династии Сансонов. С 6 лет ходил смотреть на казнь, в 10 ассистировал отцу, в 15 — сменил его на эшафоте.
Род деятельности: исполнитель приговоров по уголовным делам.
Жалование: скромное.
Основной источник дохода: лишение головы приговоренного к смертной казни посредством топора или гильотинирования (прекрасное орудие, простое в использовании, ничего лишнего).
Дополнительные источники дохода: похищаю трупы с места казни и продаю их в анатомический театр парижского медицинского факультета. Если случается получить разрешение на выезд, то с радостью исполняю свои обязанности в других городах.
Состояние в браке: женат на Мари Анн Жюгье.
Дети: двое сыновей, Анри и Габриэль.
Что вы делали в октябре 1793 года: гильотинировал Марию-Антуанетту.



Лара Гишар, специалист по раннему средневековью::


— Отношение к палачам всегда было сложным. Когда-то их назначали случайно, из числа пришедших посмотреть на казнь, сам такую профессию человек не выбирал. Позже палачами становились бывшие арестанты и бедняки, все больше из нужды. Платили за это ремесло более чем скромно, при этом их все презирали и даже ненавидели, так что жизнь палача нельзя было назвать легкой. Кроме того, закон накладывал на них ряд ограничений: представителям этой древней профессии запрещалось жить в городе, им нельзя было прикасаться к продуктам, продаваемым на рынке, нельзя было появляться в людных местах, жены и дети палачей были изгоями в обществе. Бороться за свои гражданские права они будут всей общиной, вот только долгое время эта борьба не приносила никаких результатов. Закончилось же все тем, что профессия палача стала сродни профессии короля: то есть ее не выбирали — она переходила по наследству.



В этой сцене, где показана казнь Марии-Антуанетты, хорошо видна и гильотина, и сам Сансон. Фильм 1938 года «Мария-Антуанетта» французского режиссера Жюльена Дювивье. Кстати, одним из авторов сценария был известный американский писатель Ф. Скотт Фицджеральд.



Последняя сфабрикованная ведьма Швейцарии... Анна Гёльди.

Досье: известна как последняя ведьма, официально приговоренная к смертной казни. Правда, голову ей отрубили не за колдовство, а за отравление, и это несмотря на то, что, согласно законам того времени, смертный приговор выносился только в том случае, если жертва отравителя погибала.

Анна-Мария, девочка, которая, по свидетельствам близких родственников, отличалась дурным характером и люто ненавидела горничную своего отца, Анну Гёльди, напротив, очень быстро исцелилась, однако предполагаемая отравительница все равно была подвергнута пыткам, созналась в содеянном и получила смертельный приговор.



Пол: женский.
Год рождения: 1734.
Место рождения: Зеннвальд (Швейцария).
Место жительства: Гларус (Швейцария).
Гражданство: гражданка Швейцарии.
Родной язык: немецкий.
Образование и обучение: неграмотная.
Основной род деятельности: горничная.
Дополнительный род деятельности: отравление маленьких девочек с дурным характером. Подбрасывала в еду булавки и иглы, хотя в 2007 году был вынесен оправдательный вердикт.
Состояние в браке: не замужем; по слухам, была в близких отношениях с судьей Иоганном Тшуди, на которого работала.
Дети: нет.
Что вы делали в феврале 1782 года: была в бегах. Позже созналась в отравлении Анны-Марии, дочери своего хозяина, а также в том, что находилась в сговоре с дьяволом, который являлся в образе черной собаки.

Мария Бог, специалист по демонологии средневековой Европы::


— Если брать в рамках средневековья, то можно сказать, что ведьма — это вообще любая женщина. Пусть считают, что это женщина, выделяющаяся из толпы, чуть выше ростом, чуть красивее или рыжее, скажем. В связи с этим невозможно не вспомнить про сознательное истребление женщин Инквизицией во главе с Торквемадой, уничтоживших две трети женского населения, что, по сути, вело к вымиранию человеческого рода. И, поскольку истреблялся практически весь женский род, то возникает вопрос: были ли вообще ведьмы? Может, их и не было вовсе. «Молот ведьм» тут нам не особым доказательством послужить может. Другое дело «Гримуары»: по поверью, ведьма перед смертью должна оставить после себя сборник самых интересных заклятий — вот это и называлось гримуаром... Здесь, кстати, все очень интересно, потому что иногда попадаются совсем уж специфические заклятия.



Образ ведьм — настоящих и сфабрикованных — и теперь, как и прежде, привлекает многих писателей и кинематографистов. В 1984 году появился роман Джона Апдайка «Иствикские ведьмы» о трех современных молодых и красивых женщинах, потомственных ведьмах, которые тоскуют в захудалом городишке и развлекаются тем, что время от времени насылают сильную грозу с громом и молнией или выпекают «малышек», которые в умелых руках становятся куклами-вуду.



О том, почему, даже спустя несколько тысячелетий, многих людей, среди которых и писатели, и кинематографисты, привлекает образ ведьмы, рассказывает наш эксперт, Александра Концевая.

Александра Концевая, специалист по кельтской мифологии, демонологии средневековой Европы::


— Эта тема «ведьмовства» приобрела популярность благодаря появлению жанра «фэнтези». Магия, запретность, загадочность — черты, которые привлекают и увлекают, к тому же образ ведьмы в настоящее время ассоциируется с привлекательностью и сексуальностью. Ведь ведьминский дар — это результат договора с нечистой силой, искушение- главное орудие ведьмы. Ведьму теперь представляют не как старуху, а как таинственную, опасную красавицу. Так она выглядит на страницах книг и на экране телевизора.





В 1987 «Иствикские ведьмы» выходят на большой экран. Предлагаем внимательно приглядеться к Александре Медфорд, Джейн Споффорд и Сьюки Риджмонт таким, как их увидел режиссер фильма, Джордж Миллер.