4 февраля в истории

4 февраля 2010, 07:43
У юности оказалось честное зерцало, представлен неандерталец, у «Роллс-Ройса» появилась девушка, ДНК расшифрован.
4 февраля 1717 года в России по указанию Петра I вышло пособие по воспитанию и обучению светского юношества. Учебник «Юности честное зерцало» (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов») состоял из двух частей. Одна включала азбуку, цифры и духовные наставления. Ее можно считать одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, введенными указом Петра I в 1708 году вместо прежнего церковно-славянского обозначения. Вторая содержала правила поведения, отражающие основные принципы русского дворянского общества для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Пособие имело большой успех. Оно было переиздано дважды в 1717 году. Популярность пособия не падала в течение всего 18-го столетия.

В 1856 году в долине Неандерталь в Германии обнаружили останки существа, жившего около 150 тысяч лет назад. Годом позже, 4 февраля 1857 года, в Бонне на заседании Нижнерейнского общества естествоиспытателей и врачей состоялось представление найденного ископаемого черепа древнего человека, названного по месту обнаружениея «неандертальцем». Представили находку профессор Иоганн Карл Фульротт и палеонтолог Герман Шафгаузен. Высокое собрание значимости находки тогда не оценило и не поверило в древность находки. По поводу происхождения черепа выдвигались самые различные теории, в том числе и та, что он принадлежал обезьяноподобному русскому казаку-монголоиду, погибшему в 1814 году, когда кавалерия генерала Александра Чернышева громила под Дюссельдорфом арьергард.

4 февраля 1911 года фирма «Роллс-Ройс» учредила для своих автомобилей знаменитую эмблему – фигурку в виде крылатой женщины, склонившуюся перед прыжком вперед. Фигурку создал скульптор Чарльз Сайкс, дав ей имя «Дух экстаза». Любимой моделью скульптора была красавица Элеонора Тортон, которая и послужила прототипом статуэтки. Среди автолюбителей эмблему называют «Серебряной леди». В настоящее время фигурку делают из нержавейки и полируют порошком из измельченных косточек черешни. Раньше «Дух экстаза» была сделана из сплава меди, цинка и никеля.

4 февраля 1944 года в США увидел свет номер «The Journal of Experimental Medicine» со статьей об одном из важнейших открытий в биологии. Освальд Эйвери (1877–1955) и его сотрудники Колин Маклауд и Маклин Маккарти в исследованиях, проведенных в лаборатории Рокфеллеровского медицинского института (Нью-Йорк), неопровержимо доказали, что носителем наследственной информации, «материалом» генов, является дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК). ДНК была открыта Иоганном Фридрихом Мишером в 1869 году. Биологическая функция новооткрытого вещества была неясна, и долгое время ДНК считалась запасником фосфора в организме.

Сегодня именины у Гавриила, Георгия, Ефима, Ивана, Иосифа, Леонтия, Николая, Петра, Тимофея. Девушек поздравим в другой день.