Жители Екатеринбурга утром начали приносить «живые» цветы к памятнику Владимиру Высоцкому и Марине Влади, установленному на улице Красноармейской, у входа в один из торгово-развлекательных центров города. Сегодня исполняется 72 года со дня рождения «голоса народа».
Букеты появляются у памятника периодически, но дважды в год — в день рождения Высоцкого 25 января и день его смерти 25 июля — обязательно. Цветы приносят к памятнику неравнодушные горожане, которые любят творчество Высоцкого и помнят его. Помимо памятника Высоцкому в Екатеринбурге есть одноименная улица.
Масштабных торжеств по случаю дня рождения Высоцкого в Екатеринбурге сегодня не случится. Правда, в конце недели состоится большой концерт, в котором популярные исполнители споют песни Владимира Семеновича.
Высоцкий написал свыше 600 стихов и песен. Но при жизни его стихи не печатались. Его первая книга «Нерв» была опубликована только в 1981 году. Он мечтал выпустить большой диск записей своих песен, но при жизни вышла только небольшая гибкая пластинка. Но его песни все равно звучали, и голос гремел в каждом доме. Люди из рук в руки передавали перезаписанные на магнитофонную пленку записи с его концертов, вручную переписывали его стихи. Его песни любили люди разных возрастов и профессий — дети, молодежь, ветераны. Он пел о мужественных людях — альпинистах, моряках, военных. Космонавты брали его «Песню о друге» в космос.
Владимир Семенович Высоцкий родился в 1938 году в Москве. После окончания школы в 1955 году Высоцкий поступает в Московский инженерно-строительный институт. В 1956 году поступает в Школу-студию МХАТ имени Владимира Немировича-Данченко на актерское отделение, занимается у Вершилова, затем — у Массальского и Комиссарова.
В первой половине 1960-х годов Высоцкий начал исполнять песни, аккомпанируя себе на гитаре, в дружеских компаниях, позднее — на публичных вечерах и концертах. Он сам признавался, что взяться за исполнение песен его заставил пример Булата Окуджавы. До этого Высоцкий просто сочинял стихи. Благодаря магнитофонным записям круг слушателей Высоцкого стремительно расширялся, за короткое время он приобрел всенародную популярность и одновременно вызвал недовольство советских официальных кругов. В 1968 в прессе появляются инспирированные властями статьи, осуждающие песенное творчество Высоцкого, и его репутация приобретает оттенок крамольности.
Многолетняя концертная работа Высоцкого постоянно сталкивается с внешними трудностями, широчайшая известность его текстов сопровождалась негласным запретом на их публикацию. Это обусловило глубокий драматизм судьбы Высоцкого как литератора, считавшего доминантой своего песенного творчества поэтические тексты, писавшего также и непесенные стихотворения, пробовавшего силы в прозе.
Актерский дебют Высоцкого — роль Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании» Достоевского на сцене Московского дома учителя. В 1960 году Высоцкий, окончив студию, работает в Московском театре имени Пушкина и несколько месяцев — в Московском театре миниатюр. Тогда же начинает сниматься в кино. В 1960 — 1961 годах появляются первые песни знаменитого барда.
В 1964 году Высоцкий начинает работать в Московском театре драмы и комедии на Таганке. Популярность его как актера росла с каждым днем. Всякая роль Высоцкого в постановках Театра на Таганке была неожиданной: неожиданной, что он ее играет; неожиданной, как он играет, неожиданной по успеху — восторженному приему зрителей. В 1967 году он имел огромный успех в роли Хлопуши в драматической поэме Есенина «Пугачев», а в 1971 — впервые сыграл Гамлета.
В 1968 году выходит первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из кинофильма «Вертикаль». В 1977 году выпущены три диска песен во Франции.
Всего Владимиром Высоцким написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, восемь — в радиоспектаклях.
Высоцкий играл в таких известных фильмах, как «Служили два товарища», «Интервенция», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Плохой хороший человек», «Маленькие трагедии», «Место встречи изменить нельзя».
Владимир Семенович Высоцкий умер во сне 25 июля 1980 года. Как отмечают современники исполнителя, поэта, его смерть и похороны в дни московской Олимпиады стали событием национального масштаба и вылились в первое за долгие десятилетия советской истории массовое народное волеизъявление.
Не боялся ни слова, ни пули
Ив привычные рамки не лез.
Но с тех пор, как считаюсь покойным, -
Охромили меня и согнули,
К пьедесталу прибив ахиллес.
Не стряхнуть мне гранитного мяса
И не вытащить из постамента
Ахиллесову эту пяту,
И железные ребра каркаса
Мертво схвачены слоем цемента -
Только судороги по хребту.
Я хвалился косою саженью:
Нате, смерьте!
Я не знал, что подвергнусь суженью
После смерти.
Но в привычные рамки я всажен -
На спор вбили,
А косую неровную сажень
Распрямили.
И с меня, когда взял я да умер,
Живо маску посмертную сняли
Расторопные члены семьи.
И не знаю, кто их надоумил,
Только с гипса вчистую стесали
Азиатские скулы мои.
Мне такое не мнилось, не снилось,
И считал я, что мне не грозило
Оказаться всех мертвых мертвей, -
Но поверхность на слепке лоснилась,
И могильною скукой сквозило
Из беззубой улыбки моей.
Я при жизни не клал тем, кто хищный,
В пасти палец.
Подойти ко мне с меркой обычной -
Опасались.
Но по снятии маски посмертной -
Тут же, в ванной, -
Гробовщик подошел ко мне с меркой
Деревянной.
А потом, по прошествии года,
Как венец моего исправленья.
Крепко сбитый, литой монумент
При огромном скопленьи народа
Открывали под бодрое пенье,
Под мое - с намагниченных лент.
Тишина надо мной раскололась -
Из динамиков хлынули звуки,
С крыш ударил направленный свет, -
Мой отчаяньем сорванный голос
Современные средства науки
Превратили в приятный фальцет.
Я немел, в покрывало упрятан, -
Все там будем!
Я орал в то же время кастратом
В уши людям!
Саван сдернули - как я обужен! -
Нате, смерьте!
Неужели такой я вам нужен
После смерти?
Командора шаги злы и гулки
Я решил: как во времени оном
Не пройтись ли, по плитам звеня? -
И шарахнулись толпы в проулки,
Когда вырвал я ногу со стоном
И осыпались камни с меня.
Накренился я - гол, безобразен, -
Но и падая, вылез из кожи,
Дотянулся железной клюкой,
И когда уже грохнулся наземь,
Из разодранных рупоров все же
Прохрипел я: "Похоже - живой!"
И паденье меня и согнуло,
И сломало,
Но торчат мои острые скулы
Из металла!
Не сумел я, как было угодно -
Шито-крыто.
Я, напротив, ушел всенародно
Из гранита.
"Памятник", Владимир Семенович Высоцкий