Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Вручены призы ХХ открытого фестиваля неигрового кино «Россия»

7 октября 2009, 10:48
В Екатеринбурге завершился ХХ открытый фестиваль неигрового кино «Россия», вручены призы.
В этом году в отличие от прошлого вручен гран-при, зато жюри решило не присуждать приз за лучший полнометражный фильм. «Мы искренне пытались найти, но не было фильмов, которые достойны этого приза», — прокомментировал решение председатель жюри нынешнего фестиваля, режиссер Сергей Дворцевой.

Спецпризов жюри удостоены авторы фильма «Аритмия» (режиссер, автор сценария и оператор Светлана Стрельникова, с формулировкой «За постановку актуальной социальной проблемы») и «Светлый путь» (это работа екатеринбургского режиссера Владислава Тарика, ему вручен диплом «За лаконичное и емкое раскрытие темы»). Лучшим дебютом признана работа режиссера Алины Акоефф «Письма из будущего», лучшей операторской работой — «Безработные» (режиссер и автор сценария — выпускница УрГУ и ВГИКа Настя Герасимова). За лучший короткометражный документальный фильм награжден Владимир Головнев — режиссер картины «Занавес» о буднях провинциального театра. Призы партнеров и организаторов фестиваля получили картины «Лев Толстой. Чечня и мир» (режиссер и автор сценария Анастасия Горюнова-Борисова получила приз от медиа-холдинга «Уральский рабочий»), также отмечены фильмы «Мне приснилось» (режиссер и автор сценария София Кучер), «Поезд 44» (режиссеры и авторы сценария Юлия Исхакова и Александр Чернов), «Остановка поезда 5 минут» (режиссер Янина Лапинскайте), «Нина Савельевна и Сашка» (режиссер Дмитрий Пантелеев). Приз «За вклад в отечественное документальное кино» получил петербургский режиссер Владислав Виноградов, ретроспектива фильмов которого была показана в рамках информационной программы нынешней «России».

Главный приз единогласным мнением членов жюри присуждено картине «Глубинка 35 на 45» (режиссер и автор сценария — житель Новосилирска Евгений Соломин). Действия картины разворачиваются во время кампании по обмену старых советских паспортов на новые, российские. Провинциальный фотограф ездит по отдаленным сибирским селам и снимает жителей на паспорт. Фильм представляет собой сложное полотно, запечатлевшее мироощущение людей, живущих в российской глубинке на стыке двух культур — советской и современной. «Это настоящий документальный фильм. Режиссер и съемочная группа не только смотрят на жизнь, но и видят ее», — высказался о фильме председатель жюри нынешнего фестиваля, режиссер Сергей Дворцевой.

После итоговой церемонии члены жюри поделились с журналистами мнением о завершившемся фестивале. Несмотря на то, что вручены практически все статуэтки «России», серьезный упрек высказан в адрес отборочной комиссии. «Хороших фильмов никогда много не бывает. На фестивале должно быть как можно меньше фильмов низкого уровня. Я в этом плане недоволен отбором. Пусть было бы не 35 фильмов, а меньше, зато поддержан уровень фестиваля. «Россия» — фестиваль достаточно высокого уровня», — считает Сергей Дворцевой. Его мысль продолжил кинорежиссер, сценарист, продюсер, лауреат «Ники» и других премий, член жюри Сергей Лозница: «На мой взгляд, нужно полностью менять отборочную комиссию. 22 из показанных 35 фильмов из конкурсной программы я бы вычеркнул. Аналогичная ситуация была и в прошлые годы. Я рассматривал картины исключительно по профессиональным качествам». По мнению еще одного члена жюри, киноведа и кинокритика Зои Кошелевой, выходом из ситуации может стать деление программы на конкурсную и гораздо большую по объему — информационную. То есть фильмы, которые не отвечают требованиям профессионального кино, могут быть представлены в альтернативном показе.

«Нам необходимо сохранить подход к документальному кино как к кино. У 90% фильмов, а то и больше, отсутствует драматургия. Нет ни изображения, ни звука. Не надо выставлять такие фильмы в конкурсный показ, потому что это дискредитирует профессию», — полагает Сергей Дворцевой.

Добавим, фестиваль документального кино «Россия» считается одним из наиболее представительных национальных кинофестивалей неигрового кино, в конкурсную программу которого включаются документальные и научно-полярные фильмы, созданные в России и за ее пределами. Во внеконкурсной программе демонстрируются ретроспективы известных режиссеров неигрового кино.

Отборочная комиссия во главе с председателем — старшим научным сотрудником НИИ Киноискусства, кандидатом филологических наук, кинокритиком Андреем Шемякиным просмотрела в преддверии нынешнего фестиваля 332 фильма. В итоге в конкурсную программу «России» в итоге были включены 35 картин из России, Литвы, Латвии и Эстонии. Среди них — шесть работ семи екатеринбургских режиссеров (одна подготовлена в соавторстве). Зрители увидят «Бабочку» Елены Немченко и Артура Погосяна (компания «ТАТЭВ»), «Занавес» Владимира Головнева (студия «А-фильм»), «Светлый путь» Владислава Тарика (кинокомпания «Ур-Ал»), «Затмение» Павла Фаттахутдинова (кинокомпания «СНЕГА»), «Монологи под столом» Владимира Ярмошенко (студия «Телесинема») и «Почтовую лошадь» Андрея Головнева (Этнографическое Бюро Студия). Кроме того, среди участников — документалисты, судьба которых связана с уральской столицей.

Каждый год в фестивале принимают участие молодые режиссеры, поэтому одна из официальных наград — приз за лучший дебют. В этом году в конкурсной программе участвовали 8 авторов-дебютантов.

Показ фильмов конкурсной программы ежедневно проходил в большом зале Дома кино и сопровождался аншлагом. По мнению документалистов, в Екатеринбурге очень внимательные и благодарные зрители, ни одна картина не остается незамеченной.