Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

На 98-м году жизни скончался оперный режиссер Борис Покровский

5 июня 2009, 20:42
В столице скончался художественный руководитель и главный режиссер Московского государственного академического камерного музыкального театра Борис Покровский.
Как сообщил в пятницу Первый канал, народный артист СССР умер на 98-м году жизни.

Борис Покровский, который более 20 лет руководил Большим театром и в течение 37 последних лет - Московским камерным музыкальным театром, был влюблен в свое дело. Он говорил, что оперный спектакль - это его жизнь, его дыхание, одухотворение. "И это единственный род искусства, который благодаря гениальной музыке способен направлять, учить, поддерживать человеческое существование без надрывов и без ненужного назидания", - сказал Покровский в интервью два года назад.

Борис Александрович Покровский родился 23 января 1912 года в Москве. Как признался режиссер в 2007 году в интервью "Российской газете", он и в конце жизни во сне встречался и разговаривал со своими родителями. по его словам, они всегда говорили, что он должен быть не показным человеком, а исполнительным. "И главным исполнением жизни должно быть добро, покаяние, которое нам приносит вера в Бога", - добавил режиссер.

Как говорил режиссер, он уверен, что жизнь человека зависит не от него самого, а от судьбы, которая ему положена. "Моя судьба решилась в ХХ веке, но если взять мой опыт, то это будет особый пример. В первые годы советской власти я был молод, деятелен, работал на химическом заводе. И вместе с тем я был пианистом, с детства играл на рояле". Борис Покровский занимался у Елены Фабиановны Гнесиной, которая с сестрой Евгенией Фабиановной организовала тогда на Арбате школу, ставшую впоследствии знаменитым институтом им. Гнесиных. Благодаря этим дамам, говорил режиссер, он убежден, что "законы в человеческом сердце, в человеческом сознании зависят от того, что мы слышим". "Вот я все это говорю, и получается, что лучше ХХ века не было. Но это моя судьба", - сказал Борис Покровский в интервью в 2007 году.

В 1937 Покровский окончил режиссерский факультет ГИТИСа. В 1938 году стал художественным руководителем Горьковского оперного театра. Как говорил режиссер, сталинская эпоха не была для него настолько страшной, чтобы ему пришлось что-то душить в себе. "Конечно, я многого тогда не знал, не понимал, как почти все, но главное - я был занят своей любовью к опере", - говорил режиссер.

В 1943 правительственной телеграммой Борис Покровский был вызван в Москву для постановки патриотической оперы Кабалевского "В огне". Эта работа открыла счет премьерам Покровского в Большом театре, где он стал режиссером, а потом на протяжении более 20 лет - с 1952 по 1963 годы и с 1967 по 1982 года - занимал пост главного режиссера.

"Помню, как я первый раз вошел на репетицию в Большой театр и все великие встали: Козловский, Барсова, Пирогов, Лемешев, Михайлов, - вспоминал Покровский. - Что я тогда чувствовал? Я чувствовал их великую внутреннюю культуру, которая строится на почитании человека человеком. Мы прекрасно работали вместе, это уже позже появились так называемые "непослушники", которые, став знаменитыми, начали высказываться, что я кровожаден, криклив на репетиции".

Как говорил режиссер, в сталинскую эпоху артистам повезло, что вождь любил Большой театр, он приходил на спектакли, хорошо знал весь репертуар. На каверзный вопрос, почему любовь к опере не оказала никакого облагораживающего влияния на сознание вождя, Покровский ответил так: "Это несопоставимые вещи: Сталин уничтожал женщин, детей, уничтожал ученых. Но ведь никто не запрещает дьяволу полюбить Чайковского и "Евгения Онегина".

Всего на сцене ГАБТа Покровский поставил более 40 спектаклей, в числе которых "Евгений Онегин" Чайковского и "Царская невеста" Римского-Корсакова, "Катерина Измайлова" Шостаковича, "Мертвые души" Щедрина и "Хованщина" Мусоргского.

О своем уходе из Большого театра Покровский говорил так: "Многое в Большом театре стало мне не по вкусу. Я уходил довольно вызывающе, написав в заявлении, что не желаю работать в театре, который игнорирует русский язык". По его словам, традиционно в Большом театре весь репертуар исполнялся на русском языке, а в тот момент появилось много гастролеров, которые потребовали, чтобы оперы исполнялись на языке оригинала. Как признался Покровский два года назад, сейчас этот конфликт кажется смешным, потому что его Камерный театр ездит по всему миру и поет спектакли на языке оригинала.