Алексей Иванов — пожалуй, лучшее, что случилось с российской прозой в XXI веке. А Невьянская башня в моем рейтинге книг автора отодвинула с первого места «Бронепароходы».
| |
|---|
Писатель рассказывает, как основатель горнозаводской промышленности Акинфий Демидов устраивал свои дела. В художественной литературе о нем написано не так много. Как вариант можно еще посмотреть фильм «Демидовы», снятый на Свердловской киностудии при советской власти. Иванов написал своего Акинфия — жесткого, серьезного, с хищным чутьем предпринимателя, но в целом правильного, не чуждого благотворительности и готового помогать простым людям.
Беда этого человека — дерзкий нрав. Демидов добивается свободы и власти — деньги его давно уже не интересуют. Почти религиозное стремление владельца заводов — создавать нечто работающее, тяжелое, горячее и желательно из металла. Словно он один в стране чувствует — новый мир, управляемый металлом, способен радикально все изменить. Акинфию хочется быть первым в этом мире, поскольку равновеликих фигур на Урале нет, и в управлении металлургическими производствами он преуспел больше других.
| |
|---|
Вместе с тем, объясняет нам автор, такие люди, как Акинфий, быстро «путают берега» и входят в противоречие с государственными интересами, как их понимает царский посланник Василий Татищев. Чиновник ставит Демидову палки в колеса, не давая развернуться во всю мощь. Вскоре мы убеждаемся, что Акинфий действительно в какой-то момент «попутал берега» — и чисто по-человечески, и с точки зрения государства. Видимо предприниматель набрал критическую массу сложных и сомнительных решений и едва ли не за один день притянул к себе все беды мира. Но если с чиновничьей враждой дела иметь ему привычно, то что делать с иррациональной — с монстром в груди и в печи? Буквально.
В размышлениях об этом я понял, чем мне эта книга понравилась в первую очередь — действие в ней ограничено коротким промежутком времени. Нет той привычной автору летописности. Ты всегда находишься внутри истории, словно смотришь кино, как было с «Вегетацией» — предыдущим романом Иванова. Автор будто заранее нацелен на экранизацию и выполняет за сценаристов большую часть работы. События развиваются быстро, в сюжете много неожиданных поворотов и, что особенно радует, ставки все время повышаются — скилл, которым владеют в мастерстве лишь несколько отечественных авторов. Но об этом — чуть позже. Пойдем поэтапно.
| |
|---|
Сильно оригинальным текст не назовешь. Автор возвращается к своей излюбленной теме горнозаводской цивилизации, связанной с Уралом и людьми, застревающими меж культур и верований. Один из персонажей романа — демон, которого Акинфий Демидов запирает в подвале башни, чтобы тот помогал обуздывать огненную стихию. И это не просто элемент фэнтези, не вау ради вау, а сквозная метафора — производственная и творческая. Важная часть авторского замысла и отличный сюжетный ход.
Сильнейшая сторона автора — способность конструировать миры, в которые мы верим. Слой за слоем — как в театре — Иванов создает пространство и вдыхает в него жизнь. Наверное, это любимая часть его работы — собирать исторические декорации, задавать фантастические допущения и смотреть, как они работают, затем вводить героев, соответствующих хронотопу, и выбирать язык повествования, нередко требующий от читателя дополнительных усилий.
Среди героев «Невьянской башни» нет действующих лиц, поступки которых диктовали бы законы жанра. Читателю никто не подмигивает. Если речь идет о любовном треугольнике, это настоящая драма, а не только пружина, двигающая сюжет. Верность жизненной правде делает автора безжалостным к своим героям. Мы уже видели это в романе «Вегетация», где Иванов собрал ультрареалистичных персонажей — ни одного из них нельзя считать положительным в привычном смысле. Это привело в замешательство многих читателей, не представлявших, как трактовать события с правильной стороны.
В «Башне» есть однозначно положительные герои.
| |
|---|
Иванов подробно рассказывает, что это за люди, но почувствовать их по-настоящему, как бы изнутри, у вас вряд ли получится. Автор лишил читателя возможности им сопереживать, выбрав ту самую профессиональную и строгую дистанцию. Возьмите хорошего персонажа Савватия, простого рабочего, потерявшего все, включая любимую, ушедшую к Демидову. Иванов дает нам понять, что чувствует герой, но делает это без нажима — мне не хватило деталей, слез, криков, настоящих переживаний. Все персонажи произведения, как и в других книгах автора, скорее подавленные, суровые, разочарованные миром. И хоть я болел за них всем сердцем, в особенно драматичные моменты не ощущал, что готов расточать проклятия или пустить слезу.
Сдержанность автора заставляет наблюдать за событиями высокого накала с тревогой, но без ерзания на стуле. Это, конечно, такой стиль — знакомая нам «историчность» Алексея Иванова, его пересказывание событий и состояний героев. Я был бы счастлив если бы автор немного отошел от привычного ракурса и вместо наблюдения через подзорную трубу, с расстояния, приблизился бы к персонажам, чтобы разглядеть все своими глазами, да и руками что-нибудь потрогать.
Одна из сложностей текста — густота языка. Если кто-то из вас читал первую версию «Сердца пармы», он поймет, о чем я говорю. Это суровая, наивысшего уровня стилизация, вызывающая у меня искреннюю зависть. Совершенно не понимаю, как вообще возможно стилизовать текст на таком уровне. Но опять-таки, изначально нужно вчитываться. Прочувствуете песню — тогда и пляс пойдет правильный. Коллеги, знакомые со всеми историческими романами Иванова, подтверждают, что это его стандартный подход. Такой небольшой экзамен для читателя. Как раз об этом — чуть ниже.
Настоящая сложность текста — начало, которое мне совершенно не понравилось. Я бы бросил роман, не будь это Алексей Иванов. Когда вышел роман «Бронепароходы», критики написали: первые 200 страниц — избыточное мельтешение героев и сюжетов. В «Башне» читателя тоже ждет довольно пространная экспозиция с историческими подробностями, изложенными не самым доходчивым языком.
Прошу — не бейте, но мне кажется, для общей истории это все не очень важно. Мастер не нуждается в моих советах, но общую обстановку можно запросто объяснить одним диалогом. Читатели подтверждают — после пятой части все действительно становится на свои места. В этот момент вы говорите себе: «Ага, наконец я понял, что происходит», и дальше текст идет как надо. Становится интересно, а ровно на середине история полностью вас захватывает. Такое со мной происходит редко. Обычно я могу предсказать большинство сюжетных ходов, но здесь я просто открылся тексту и получал удовольствие. Вновь упомяну эталонное повышение ставок — накал растет до самого конца. Много драмы, много сюжетных поворотов, и кино получится потрясное, я уверен. Может, поэтому мне отчасти грустно, ведь текст не выжал максимум в эмоциях и чувствах. Тогда он был бы совсем огненным.
С одной стороны, это замечательная история с глубоким смыслом. С другой, неограниченное пространство для интерпретаций — множество разных ответов на вопрос «что имел в виду автор». Я даже вижу определенное сходство Иванова и Демидова. Оба они — ремесленники, занимающиеся чем-то промежуточным между творчеством и производством. Ведь ни для кого не секрет, что Иванов имеет наработанную систему написания книг. Ничего плохого я в этом не вижу — он пишет много и всегда хорошо.
Когда писателю не нужно беспокоиться о заработке, он может заниматься тем, что получается у него лучше всего. Главное — чтобы в печи горел огонь. Цену писательского труда я хорошо себе представляю, может, поэтому последний роман уральского писателя так сильно откликается во мне.
Иногда это и вправду выглядит как договор с демоном внутри себя.
| |
|---|
Подводим итоги.
Сильные стороны:
Слабые стороны:
Итоговая оценка 7,85 / 10 или отличная книга
| |
|---|
Цифры добавляют рецензии объективность, но это всего лишь цифры. Главное — Алексей Иванов увековечил в художественной прозе события 300-летней давности и еще раз напомнил, что он — автор мирового уровня. Меня радует, что в «Невьянской башне» наряду с подробным изображением железоделательных производств и точными историческими деталями много элементов фэнтези. У тех, кто ничего не слышал о Невьянской башне, теперь есть повод обратиться к источникам, чтобы узнать больше. Я даже поверил, что многие упомянутые в книге события происходили по-настоящему. А это признак большого писательского таланта.
Ну и прямо сейчас, наверное, могу констатировать: «Невьянская башня» для меня — лучший текст отечественного автора, прочитанный в уходящем году.
| |
|---|