Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Люби меня по-французски. Павел Матяж — о «Дракуле» Люка Бессона

что посмотреть
12 сентября 2025, 13:53
Фото: Павел Матяж для 66.ru
В российских кинотеатрах — очередная версия истории румынского князя Влада Цепеша по прозвищу Дракула. В главных ролях — Калеб Лэндри Джонс и Кристоф Вальц.

Нынешние времена принято сравнивать с брежневским застоем. Параллелей множество, и одна из самых характерных примет — французское кино. Актуальный голливудский мейнстрим 1970-х советский кинопрокат по большей части бойкотировал (в СССР не показывали ни «Крестного отца», ни «Челюсти»), а вот фильмы с Аленом Делоном или Жан-Полем Бельмондо охотно закупал. Сегодня место, увы, почивших кумиров заняло следующее поколение кинематографистов Пятой республики. И Люк Бессон — самый любимый из них.

Его особый статус у русской публики сродни всенародной любви отечественных киноманов к британскому хулигану Гаю Ричи. Последние лет 10 обоих режиссеров преследуют неудачи: их фильмы проваливаются в прокате и становятся объектом насмешек голливудских кинокритиков, но в российских кинотеатрах неизменно проходят на ура.

Люби меня по-французски. Павел Матяж — о «Дракуле» Люка Бессона
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Валериан и город тысячи планет», режиссер Люк Бессон, Франция, 2017 год.

И сегодня на нашей улице праздник: на всех более-менее серьезных экранах от Владивостока до Калининграда идет новый французский «Дракула». 66-летний Бессон на этот раз не только выступил продюсером, но и с полной серьезностью и ответственностью срежиссировал картину. Это его 16-й полнометражный фильм и примерно 90-я экранизация романа Брэма Стокера.

Люби меня по-французски. Павел Матяж — о «Дракуле» Люка Бессона
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Дракула: Мертвый и довольный», режиссер Мел Брукс, 1995 год, США.

Экранизация получилась довольно почтительной и близкой к тексту первоисточника. Здесь есть и готический замок, и обольстительные невесты, и кровавые схватки с османскими завоевателями, чума, дурдом, волки, крысы и цыгане, адвокат Джонатан Харкер, его невеста Мина, ее похотливая подружка, английский лорд, немецкий доктор и пожилой охотник на вампиров (в исполнении Кристофа Вальца). Главную роль, которую в разные годы играли такие заслуженные артисты, как Гэри Олдман, Кристофер Ли, Бела Лугоши и Клаус Кински, получил перспективный молодой американец Калеб Лэндри Джонс, ранее работавший с Бессоном в недавнем «Догмене».

Люби меня по-французски. Павел Матяж — о «Дракуле» Люка Бессона
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Догмен», режиссер Люк Бессон, 2023 год, Франция.

Грим Калеба, его одежда и даже специфическая манера речи явно отсылают к Дракуле из знаменитого фильма Френсиса Форда Копполы. Но авторского в новом «Дракуле» ничуть не меньше, чем заимствованного. Тяжелый дух позднего Бессона пронизывает эту экранизацию от первой до последней секунды. Он столь же помпезен, барочен и эклектичен, как большинство фильмов французского маэстро последних десятилетий — от «Пятого элемента» до «Валериана и города тысячи планет».

Люби меня по-французски. Павел Матяж — о «Дракуле» Люка Бессона
Фото: kinopoisk.ru

Основная часть действия разворачивается в Париже: Мина — француженка, а Дракула командует армией горгулий. Кроме того, он — искусный парфюмер и увлеченный бонвиван. В кадре такое количество высоких париков, камзолов, треуголок и кринолинов, что их хватило бы на пару-тройку сезонов «Версаля» или «Борджиа».

Люби меня по-французски. Павел Матяж — о «Дракуле» Люка Бессона
Фото: kinopoisk.ru

А еще новый «Дракула», как и большинство фильмов Бессона XXI века, — просто очень нежное, трогательное, романтическое кино. Настолько нежное, что даже имеет подзаголовок — «История любви».

Люби меня по-французски. Павел Матяж — о «Дракуле» Люка Бессона
Фото: kinopoisk.ru

Роман между бессмертным вампиром и простой английской девушкой всегда лежал в основе сюжета Стокера. Однако изначально это была не мелодрама, а триллер — история абьюзивных, говоря современным языком, отношений. Первые лет 15 бедняжка Мина оставалась лишь покорной и беспомощной жертвой, игрушкой в руках могущественного графа. А древний румынский аристократ представлялся однозначным злодеем — исчадием ада, бесчувственным демоническим манипулятором.

Люби меня по-французски. Павел Матяж — о «Дракуле» Люка Бессона
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Дракула», режиссер Тод Браунинг, 1931 год, США.

Однако со временем это изменилось. Героинь Изабель Аджани и Вайноны Райдер из версий 1980-х и 1990-х годов уже не назовешь слабыми и безвольными заложницами обстоятельств. А Клаус Кински и Гэри Олдман — негодяи и звери, конечно, но уже значительно менее кровожадные и одиозные. Режиссеры и сценаристы тех версий стараются представить их злодеями поневоле: на лицо — ужасными, но добрыми внутри.

Люби меня по-французски. Павел Матяж — о «Дракуле» Люка Бессона
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Дракула», режиссер Френсис Форд Коппола, 1992 год, США.

Люк Бессон делает еще несколько довольно широких шагов по пути к гуманизации знаменитого трансильванского феодала. Калеб Лэндри Джонс, в отличие, скажем, от Гэри Олдмана, не пьет в кадре кровь христианских младенцев, не превращается в крыс или летучих мышей, а если и убивает кого-то из собратьев по разуму, то только по необходимости — и, как правило, это очень взрослые и вооруженные люди. Те несколько румынских монашек и французских графинь, которых он обратил в вампирш в состоянии сильного аффекта, в расчет не идут. К тому же, строго говоря, они вообще не умерли.

Люби меня по-французски. Павел Матяж — о «Дракуле» Люка Бессона
Фото: kinopoisk.ru

Дракула Люка Бессона — настоящий джентльмен, рыцарь, пусть и не на белом, но все же на коне; страстный и неудержимый герой-любовник. К красавице Мине, которую сыграла Зои Блю (известная главным образом как дочь Розанны Аркетт), претензий никаких, но она несколько теряется на чувственном, ярком, агрессивном фоне своего воздыхателя.

Люби меня по-французски. Павел Матяж — о «Дракуле» Люка Бессона
Фото: kinopoisk.ru

Если в прежних экранизациях первую скрипку поочередно играли Мина и ее жених Джонатан, а самым положительным персонажем был Ван Хельсинг, то здесь граф Дракула — однозначный главный герой. Роль адвоката Харкера значительно сокращена, у Мины тоже всего несколько сцен, а Ван Хельсинг настолько урезан и видоизменен, что потерял даже собственное имя. Персонаж-наставник, эксперт по вампиризму и экзорцизму, которого играет Кристоф Вальц, присутствует в фильме и выполняет ту же функцию, что и Ван Хельсинг в исполнении Энтони Хопкинса или Уиллема Дефо из недавнего «Носферату», но остается безымянным: в титрах он обозначен просто как «священник».

Люби меня по-французски. Павел Матяж — о «Дракуле» Люка Бессона
Фото: kinopoisk.ru

Когда он во главе целой армии до зубов вооруженных солдат при поддержке артиллерии берет штурмом памятник архитектуры, симпатии целиком и полностью на стороне вампира и его миленьких горгулий. А преступления, за которые румынская армия хочет покарать своего почетного гражданина графа Дракулу, — это преступления на почве страсти. Бог есть любовь, напоминает нам Бессон. А значит — он поймет.

Люби меня по-французски. Павел Матяж — о «Дракуле» Люка Бессона
Фото: kinopoisk.ru

Вот так, под маской очередной рутинной попытки экранизации Стокера, притаилась довольно масштабная ревизия. Влад Цепеш реабилитирован: отныне он не исчадие ада, а несчастный вдовец, человек с разбитым сердцем.

Люби меня по-французски. Павел Матяж — о «Дракуле» Люка Бессона
Фото: kinopoisk.ru

Бывали, впрочем, и переосмысления куда более радикальные. В версии Гари Шора 2014 года с Люком Эвансом Дракула превращается из убийцы-кровопийцы в героя войны. Тот сюжет целиком посвящен событиям XV века и рассказывает о том, как благородный юноша, красавец Влад Цепеш, был вынужден стать вампиром, чтобы встать на защиту родины. А про невинных пастушек и их младенцев — ни слова.

Люби меня по-французски. Павел Матяж — о «Дракуле» Люка Бессона
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Дракула», режиссер Гарри Шор, 2014 год, США.

Теперь, когда закон об авторском праве больше не защищает роман Брэма Стокера (с момента публикации в 1897 году прошло уже 128 лет), нас могут ждать и еще более эксцентричные трактовки. Кто знает — может, и у лондонского хулигана Ричи дойдут руки. После «Алладина» и «Меча короля Артура» ему уже можно не волноваться ни об авторском почерке, ни о репутации. К тому же материал для Гая не такой уж чужеродный, как кажется на первый взгляд: цыган, например, там предостаточно.

Удачного просмотра.

Павел Матяж