Свадьба — важнейшее событие в жизни любой женщины. Но кто сказал, что она должна быть одна? Идеальная современная женщина — в вечном поиске после очередного развода.
Для профессиональной нью-йоркской свахи по имени Люси (Дакота Джонсон — «50 оттенков серого», «Мадам Паутина») эта логика — хлеб с маслом. Хотя сами свадьбы давно превратились в рутину. Ведь заключаются они вовсе не на небесах, а в дорогущих офисах на Манхеттене.
|
---|
Брак в представлении прагматичной красавицы Люси — это в первую очередь брак по расчету, договор, контракт, коммерческая сделка, выгодная, насколько это возможно. Главное в нем — не продешевить. И отношение к «священному обряду» у нее соответствующее. Никаких эзотерических бредней про две мистические половинки непознаваемого трансцендентного целого. Только строгие цифры. Эффективный «мэтч» предполагает соответствующие: доходы, образование, воспитание, семейный бэкграунд и политические взгляды. Есть и общие для всех нерушимые константы: мужчинам подавай молодых и стройных, а женщинам — богатых и высоких (ниже 180 сантиметров — не предлагать).
|
---|
Тут может показаться, что в эпоху Tinder услуги брачных агентств уже никому не нужны. Но все эти мобильные приложения, как утверждает Люси и ее коллеги, — для нищебродов. Роскошные клиентки Дакоты Джонсон платят ей куда больше, чем своему личному психологу, и ждут в ответ персонального подхода. А Люси не против. Она суперэффективна, креативна, надежна и безотказна. На ее счету тысячи удачных свиданий и добрый десяток официальных клиентских бракосочетаний.
Сама Люси замуж не собирается. Из-за профдеформации она перестала видеть в отношениях романтику и давно извела всех бабочек в своем животе. Да и смысл брака и последующих семейных отношений в XXI веке для нее не очевиден. Мужики больше не ходят на охоту на мамонтов, не берут в плен рабов, не захватывают соседних княжеств и не дают дюжину верблюдов в обмен на приданное. Связываться с ними не так уж экономически выгодно, как в прежние века. Так к чему понапрасну усложнять себе жизнь? Из-за Адама и Евы?
Однако, похоже, в Нью-Йорке каждый немного банкир, финансовый гений и Дональд Трамп. Вот и Люси говорит одно, думает второе, а делает третье. И когда на одном из клиентских бракосочетаний к ней за столик для одиночек подсаживается 185-сантиметровый и 37-летний красавец в смокинге, забывает про все свои строгие принципы. Ведь нью-йоркская квартира Гарри Кастильо стоит никак не меньше 12 млн долларов, он инвестиционный банкир и играет его Педро Паскаль. Это 10/10, идеальное сочетание всех возможных параметров.
|
---|
Не стоит обвинять нашу героиню и всех современных женщин вместе с ней в излишней меркантильности. Ведь даже Элизабет Беннет по-настоящему влюбилась в мистера Дарси, только увидев своими глазами размер его поместья. Тут канадская сценаристка и режиссерка «Материалистки» Селин Сон опирается на внушительную традицию.
|
---|
И так же, как в историях матери-основательницы женских романов Джейн Остин, у расчетливой героини всегда есть выбор. С другой стороны в уравнение ломится бывший. Небритый и нечесаный несостоявшийся актер, в свои 47 снимающий квартиру в какой-то дыре на троих с такими же великовозрастными неудачниками. Он подрабатывает официантом на той самой клиентской свадьбе и вмешивается в идеальный роман Люси и Гарри в самый неудобный момент.
Ну и вроде бы более очевидного выбора между этими двумя ребятами и сделать нельзя. Миллионы женщин со времен мисс Беннет этот выбор сделали и остались довольны. Официант Джонни — это 0/10: ни работы, ни жилья, ни денег, плюс — склонность к алкоголизму и скверный характер, приобретенные им за годы прозябания на дне нью-йоркского дна. Полный провал по всем характеристикам. Но есть нюанс. Всегда есть нюанс. Играет этого актера-неудачника сам капитан Америка, Крис Эванс.
|
---|
Как и предыдущий фильм Селин Сон «Прошлые жизни», «Материалистка» — это во многом автобиография. В бытность молодым театральным драматургом, никому не известной сценаристкой и актрисой Селин почти целый год подрабатывала в подобном брачном агентстве.
|
---|
Два знойных кавалера: один из романтического, но нищего прошлого, другой из лишенного сантиментов, зато респектабельного будущего — тоже из личной жизни режиссерки и сценаристки. Правда, их она уже описывала в тех же «Прошлых жизнях». На этот раз играют их по-настоящему звездные актеры, да и в целом на бюджет А24 не поскупилось.
|
---|
Специфика производственного романа в декорациях брачного агентства обогащает повествование миллионом сальных подробностей и анекдотов, которые раньше печатали в женских журналах. А сама романтика механизирована тут настолько, что выглядит как инструмент социального лифта, поднявшись на котором победительница получает доступ к расширенным социальным и материальным ресурсам.
|
---|
В этом смысле «Материалистка» — анти-ромком, деконструкция жанра мелодрамы и романтической комедии, вскрывающая его структуру и вываливающая на изумленных зрительниц всю неприглядную суть современного дэйтинга по-манхеттенски. Пресловутая любовь, все эти дофамины и окситоцины — это только один из пунктов в длинном списке параметров идеального партнера. И далеко не первый.
|
---|
Предсказуемый итог несколько размывает эту железную логику. Впрочем, возможно, это не баг, а все так и задумано. И Люси меняет правила игры не потому, что она слишком слаба или глупа, а потому, что может себе это позволить. Ведь это ее игра. Быть рациональной — её броня. Быть живой и естественной — привилегия. Она по-прежнему не верит в мифы о половинках и не собирается превращаться в героиню Джейн Остин. Но иногда позволяет себе сделать шаг в сторону. Не потому, что сдалась, а потому, что поняла: чувства — это тоже капитал. И они имеют свою цену.
|
---|
Финал в этом смысле можно трактовать по-разному. Может быть, победила любовь, вмешалось иррациональное провидение, с небес спустились херувимы со стрелами амура и стерли ко всем чертям все эти экселевские таблицы с подсчетами идеальных параметров, а может быть, просто алгоритм дал сбой. Заглючило что-то. Бывает. Но именно чтобы замечать такие сбои, мы до сих пор и смотрим кино.
Удачного просмотра.