Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»

что посмотреть
21 апреля 2025, 13:08
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В российских кинотеатрах — новый фильм главной отечественной киностудии «Тритэ», в котором подводной лодке ВМФ РФ предстоит дать бой диснеевскому подводному монстру из «Пиратов Карибского моря».

Пиратская суть отечественного постсоветского кинематографа была более-менее очевидна всем, даже не самым просвещенным зрителям еще с конца 1980-х. Стоило железному занавесу зашататься, дать трещину и начать пропускать на советский экран западное кино, как российские кинематографисты бросились копировать голливудские блокбастеры, заимствовать сюжеты и целые сцены, диалоги, декорации и костюмы, операторские и режиссерские приемы и прочее прочее.

Балабанов снимал своих «Братьев» с явным намерением создать отечественный аналог «Рембо». Нугманов украл сюжет «Иглы» у авторов голливудского боевика «Кто остановит дождь». «Бригада» нагло содрана с «Крестного отца» и «Однажды в Америке». «Дозоры» — с «Блэйда» и «Людей Икс». «Богатыри» заимствовали все свое чувство юмора у «Шрека». «Майор Гром» — российская бюджетная калька вселенной Marvel. А главный охранитель русского кино от западного влияния Никита Михалков в свое время снял ремейк культовой картины Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин».

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «12», режиссер Никита Михалков, 2007 год, Россия

Поэтому сама идея заимствовать главное чудовище из суперпопулярной голливудской франшизы про пиратов Карибского моря едва ли может кого-то удивить. А чо такого? И не такое крали, подумаешь, кракен.

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Конг: Остров черепа», режиссер Джордан Вот-Робертс, 2017 год, США

Тем более что формально заполучить авторские права на мифологическое морское чудовище довольно затруднительно. Первые словесные описания и графические изображения циклопического спрута или кальмара, утягивающего на дно парусники, появились еще в XVII веке. А некоторые историки утверждают, что громадного осьминога размером с целый остров описывал еще Плиний Старший (римский историк, военачальник и чиновник начала I века, автор первой из существующих энциклопедий).

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Битва титанов», режиссер Луи Летерье, 2010 год, США

В кино нечто подобное впервые появилось в 1954-м в диснеевской экранизации романа Жюля Верна «20 000 лье под водой». С Кирком Дугласом в роли гарпунщика Неда Ленда. Впечатляющий для своего времени поединок громадного осьминога и подводной лодки был реализован с помощью аниматроники и отмечен «Оскаром» за лучшие визуальные эффекты.

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «20 000 лье под водой», режиссер Ричард Флейшер, 1954 год, США

Но самым популярным кракеном, без сомнения, является тот, который сожрал Джонни Деппа в финале фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца». Отечественный кракен довольно откровенно копирует дизайн именно того чудовища. Только наш намного крупнее.

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца», режиссер Гор Вербински, 2006 год, США

Создатели «Кракена» старательно избегают каких-либо упоминаний «Пиратов Карибского моря» и пытаются сбить зрителей со следа, ссылаясь на Жюля Верна. Главный герой «Кракена» капитан Воронин, которого играет Александр Петров, вертит в руках «20 000 лье под водой» на протяжении всего фильма. Потрепанная обложка детской книжки фигурирует в кадре крупным планом несколько раз.

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

Осьминоги за последние 20 лет увеличились, а капитаны, наоборот, измельчали. Помнится, в голливудской «Погоне за Красным Октябрем» сэр Шон Коннери читал Достоевского. Даже немного обидно за воспетого Борисом Гребенщиковым легендарного капитана Воронина, управлявшего пароходом «Челюскин» и ледоколом «Ермак».

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Погоня за «Красным Октябрем», режиссер Джон Мактирнан, 1990 год, США

Но говорят, что на детях природа отдыхает. «Кракен» создан в совсем другое время и для другой аудитории. 12+. Так что если наследник капитана Воронина из XXI века читает в кадре хоть что-то кроме этикеток на бутылках — это уже победа.

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

Александр Петров в последнее время немного сдал позиции перед натиском более молодого и еще более удачно мимикрирующего под собирательный портрет аудитории Юры Борисова, но явно не намерен сдаваться без боя. В 2025-м это у него уже второй выход на большие экраны. Первым был «Василий» Дмитрия Литвиненко, где Александр опять сыграл братьев-близнецов. А после «Кракена» ожидается еще целых пять релизов: байопик Есенина «Декабрь», криминальная драма «Сажайте и вырастет», детектив «Почтарь» и две сказки — «Горыныч» и «Последний хранитель Беловодья».

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Василий», режиссер Дмитрий Литвиненко, 2025 год, Россия

В «Кракене» в целом тоже немало сказочного, но основа у всей истории совсем не фэнтезийная. Героические российские киноподводники выходят в море с тех же самых баз в районе Мурманска, с которых в свое время отплывали печально известные экипажи К-129, К-19, К-8, К-219, К-278 «Комсомолец» и К-141 «Курск». Похоже, идея этого фильма не только в том, чтобы реквизировать у диснеевцев кракена, но и в том, чтобы реабилитировать военно-морские силы. Российским морякам пора кого-то спасать. Если не по-настоящему, то в кино хотя бы.

Начинается «Кракен» с очередного утопления. Атомоход «Ермак», гордость российского флота, под командованием капитана первого ранга Александра Воронина (Виктор Добронравов), несущий на борту экспериментальное и сверхсекретное мегаоружие, встречается в водах Северного Ледовитого океана с неизвестным противником, получает повреждения и тонет, не успев применить свой смертоносный арсенал.

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

В следующей сцене командующий Северным флотом в исполнении Сергея Гармаша дает приказ отправить на поиски «Ермака» другой атомоход — «Заполярье» под командованием капитана второго ранга Виктора Воронина (Петров). Проблема только в том, что между братьями Ворониными — вражда, настолько непримиримая и многолетняя, что буквально каждый моряк на базе и чуть ли не каждый житель города Мурманска в курсе всех перипетий братского конфликта.

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

Но, видимо, кроме Виктора посылать за братом некого. И чтобы смягчить возможные неблагоприятные последствия встречи двух враждебно настроенных родственников и управляемых ими атомных подводных лодок, на «Заполярье» командирован целый контр-адмирал в исполнении Алексея Гуськова. Он, как водится, старый друг семьи Ворониных, который служил вместе с отцом враждующих братьев, всех их знает с вот такого возраста, кому, как не ему, мирить их, если придется.

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

Однако конфликт так и останется невербальным и будет визуализирован в основном с помощью туманных флешбэков из далекого советского детства. Ведь спустя полтора часа фильма действие наконец добирается до анонсированного в заголовке кракена. В этом смысле команда продюсеров — Верещагин, Златопольский, Михалков и один из их постоянных режиссеров Лебедев — строго следует за Спилбергом, использовавшем этот прием еще в «Челюстях» 1975 года — 90% фильма зритель видит морское чудовище мелкими частями — плавник, фрагмент глаза, какое-то смутное движение в воде. И лишь в финале награждается за все эти мучения коротким, но эффектным появлением всего монстра во плоти.

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Челюсти», режиссер Стивен Спилберг, 1975 год, США

Причин для такого издевательства над публикой две. Первая — пресловутый саспенс. Таким образом умелый постановщик постепенно нагнетает напряжение, подготавливая зрителя к встрече с кошмаром. И если он все делает правильно — катарсис в финале неизбежен.

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

Вторая, понятное дело, деньги. Показывать акулу все 90 минут — это чрезвычайно, запредельно дорого. Михалков, Златопольский и Верещагин в этом смысле в значительно более сложном финансовом положении, чем их голливудский коллега 50 лет назад. «Кракена» сняли за 200 млн рублей, или 2–2,5 млн долларов, в зависимости от колебания курса. А Спилберг изначально планировал потратить на «Челюсти» 4 млн долларов, но из-за задержек и разных непредвиденных расходов превысил бюджет более чем в два раза (9 млн).

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Челюсти», режиссер Стивен Спилберг, 1975 год, США

По голливудским меркам «Кракен» — малобюджетная «бэшка». Но благодаря техническому прогрессу мастера по CGI есть и в России. И древнее морское чудовище получает свои 15 минут славы. Что называется, на все два миллиона.

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

За эти краткие минуты колосс уничтожает международную полярную станцию, правда, при этом почти не показываясь зрителю. Зато потом предстает во всей красе, когда обвивает своими многокилометровыми щупальцами норвежскую нефтяную платформу. И взрывает ее к чертям, сам не получив ни царапины.

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

Примерно такой же эффект оказывают на подводного титана торпеды, которыми обстреливает противника русская подлодка. Тут создатели отечественного кракена явно переборщили — монстр так огромен, а подводная лодка по сравнению с ним так мала, что организовать их спарринг довольно затруднительно. Это даже не слон и Моська, а слон и мошка. Непонятно, чем такой крохотный объект может угрожать такому гигантскому.

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

Кадров со своим кракеном создатели фильма не предоставили. Поэтому вот кадр из фильма «Два миллиона лет спустя» — режиссер Джек Перез, 2009 год, США, — где мегаосьминог обнимает неизвестную подлодку. Так вот наш отечественный кракен еще раз в десять больше.

Вся надежда на супероружие. И на то, что братьям в итоге удастся договориться.

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

Без этого все остальное не имеет смысла. Ну что это за противостояние с Голливудом с голой, извините, задницей, без средств, специалистов и внятного сценария, по которому это противостояние сможет развернуться?

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

Ответ заложен в подтекст, месседж картины. И он настолько злободневен, что искупает все жалкие потуги актерского, операторского, сценарного и режиссерского цехов «Кракена» рассказать зрителю историю, достойную большого экрана.

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

Кто здесь кракен, понятно без перевода — это Голливуд, «Дисней», коллективный Запад. Чудовищно огромный, всемогущий и непобедимый. Русская лодка по сравнению с ним не больше зубочистки. Самокритично, кстати. Интересный нюанс в том, что по сценарию кракен исландский, скандинавский, в смысле европейский монстр и к «Диснейленду», Калифорнии и вообще США не имеет прямого отношения. Неужели в начале съемочного процесса осенью 2023 года Михалков и сотоварищи уже предвидели возвращение Трампа и последующее потепление взаимоотношений с Америкой?

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

Следующий поворот еще более крут и любопытен. Ведь два поссорившихся брата — это, похоже, Россия с Украиной. Только помирившись, они смогут добраться до секретного оружия и победить хтонического монстра. На пацифистский подтекст сюжета намекает и письмо капитана Воронина, которое под сентиментальную музыку читает вслух народный артист РФ Константин Хабенский («живите дружно, мальчики, и слушайтесь маму»), и знаменитый одноименный трек группы «Аквариум», который, по понятным причинам, никак не мог звучать в кадре фильма: «А если дерево растет, то оно растет вверх, и никто не волен это менять. Луна и солнце не враждуют на небе, и теперь я могу их понять…»

Письма капитана Воронина. Павел Матяж — о фильме «Кракен»
Фото: kinopoisk.ru

На наших изумленных глазах происходит эпический переворот в официальном и мейнстримном российском кино. Михалков и Златопольский, Верещагин, Лебедев, Сидоров и вся их команда, которые уже 20 лет снимают патриотичные блокбастеры в строгом соответствии с линией партии, с максимально больших экранов призывают Россию к миру.

Удачного просмотра.

Павел Матяж