Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Хью Грант оскорбляет чувства верующих. Павел Матяж — о фильме «Еретик»

15 ноября 2024, 14:49
Хью Грант оскорбляет чувства верующих. Павел Матяж — о фильме «Еретик»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В российских кинотеатрах официально показывают очередной умный хоррор от американской кинокомпании А24. На этот раз речь пойдет о религии.

На студии А24 обожают поговорить о боге. Большая часть их хитов (которых за последние годы было немало) так или иначе использует в своих целях Священное Писание. Кто-то в большей степени, как «Солнцестояние» или «Дневник пастыря», кто-то в меньшей, как «Человек — швейцарский нож» или «Минари», но совсем без Господа нашего не обходится ни один.

Героини их нового проекта Софи Тэтчер («Изгоняющий дьявола», «Перспектива», «Бугимен») и Хлоя Ист («Фабельманы», «Настоящая кровь») бродят по необычайно холмистому американскому городку с Библиями наперевес и пристают к местным жителям. 99% поселян вежливо отмалчиваются в ответ, однако находятся и те, кто не прочь подразнить симпатичных миссионерок. Крошки не обижаются. Они посмотрели достаточно серий «Южного парка», чтобы не относиться к своей миссии слишком серьезно.

Хью Грант оскорбляет чувства верующих. Павел Матяж — о фильме «Еретик»
Фото: kinopoisk.ru

Вечер перестает быть томным, когда юные мормонки оказываются на пороге старинного особняка и знакомятся с его обманчиво обходительным хозяином. Смешной джемпер, очаровательный британский акцент и запах черничного пирога с кухни убеждают девушек ослабить бдительность, а на беду разыгравшаяся непогода подталкивает их перешагнуть через порог. Выбраться обратно будет очень и очень непросто.

Хью Грант оскорбляет чувства верующих. Павел Матяж — о фильме «Еретик»
Фото: kinopoisk.ru

Хью Грант (а любезный британский дядечка — это, конечно, он) начал оттачивать свое отрицательное обаяние еще в 2001-м, в рамках «Дневника Бриджит Джонс». Однако до этого момента большая часть (за исключением, наверное, «Облачного атласа») его экранных подонков и мерзавцев, хоть в фильмах Гая Ричи, хоть в «Паддингтоне», были комедийного плана, скорее пародиями, чем реальными злодеями.

Хью Грант оскорбляет чувства верующих. Павел Матяж — о фильме «Еретик»
Фото: kinopoisk.ru

На первый взгляд, его еретик такой же несерьезный и фарсовый. Он немногим отличается от Форджа Фицуильяма из «Подземелий и драконов» или Флетчера из «Джентльменов» и так же двусмысленно шутит, гримасничает и кривляется. Вот только на этот раз никто не смеется.

Хью Грант оскорбляет чувства верующих. Павел Матяж — о фильме «Еретик»
Фото: kinopoisk.ru

В свои 64 года Грант уже вполне созрел для роли наставника героинь Тэтчер и Ист, возраст которых еще так нежен, что об этом можно говорить без всяких обиняков: Софи — 24, а Хлое — 23. Однако чтобы на полном серьезе конкурировать с Ганнибалом Лектором от Энтони Хопкинса, Хью довольно многого не хватает. Да и тюремная решетка не отделяет его от двух пышущих здоровьем адепток Джозефа Смита-младшего. Более корректным будет сравнить его выход с перформансом Джеймса Макэвоя из фильма «Сплит» — тот тоже больше актерствовал, чем проповедовал.

Хью Грант оскорбляет чувства верующих. Павел Матяж — о фильме «Еретик»
Фото: kinopoisk.ru

Впрочем, текст, который дали читать Хью Гранту режиссеры/сценаристы «Еретика» Скотт Бек и Брайан Вудс, вполне в состоянии впечатлить не слишком взыскательного и искушенного в вопросах религии зрителя.

Хью Грант оскорбляет чувства верующих. Павел Матяж — о фильме «Еретик»
Фото: kinopoisk.ru

Начав с «Монополии», украденной предприимчивым Чарльзом Дэрроу у авторки идентичной игры «Игры землевладельцев» Элизабет Мэгги, он продолжает скандальной песней Ланы Дель Рей, сплагиаченной поп-певицей у Radiohead, которые в свою очередь позаимствовали ее у Hollies, и, через остроумные аллегории на сети американского фаст-фуда и «Звездные войны», подводит своих гостей к вопросу об оригинальности мормонизма в частности и христианства вообще.

Хью Грант оскорбляет чувства верующих. Павел Матяж — о фильме «Еретик»
Фото: kinopoisk.ru

Как же так вышло что оригинальная и старейшая монотеистическая религия иудаизм привлекает сегодня всего 2% населения планеты, в то время как плагиаторы-христиане и мусульмане в совокупности владеют умами почти 70% человечества? И можно ли всерьез веровать в существование Христа, зная, что буквально каждая строка его жития, от визита волхвов до сакраментального распятия, украдена из более древних религиозных текстов митраистов, зороастрийцев, буддистов, индуистов и синтоистов?

Хью Грант оскорбляет чувства верующих. Павел Матяж — о фильме «Еретик»
Фото: kinopoisk.ru

Довольно скоро воинствующий безбожник переходит от оскорблений чувств верующих к не менее оскорбительным для верующих действиям, не теряя при этом куртуазности и продолжая ворковать на своем безукоризненном первородном английском. А двум угодившим в ловушку добрым самаритянкам придется выбирать между благочестивыми христианскими догматами и дикими первобытными инстинктами.

Хью Грант оскорбляет чувства верующих. Павел Матяж — о фильме «Еретик»
Фото: kinopoisk.ru

Американские актрисы Софи Тэтчер и Хлоя Ист получили эти роли не просто за красивые глаза (хотя и не без этого, очевидно), а потому, что обе они реально воспитывались в среде мормонов. Религиозные восторг и ужас, которые им пришлось сыграть на съемочной площадке «Еретика», — это не какие-то выдуманные обстоятельства, а суровая правда жизни.

Хью Грант оскорбляет чувства верующих. Павел Матяж — о фильме «Еретик»
Фото: kinopoisk.ru

Хью Гранта, понятное дело, взяли за акцент и некую врожденную, в данном случае несколько зловещую, британскую интеллигентность. Но, разумеется, не только. Так же как Адам Драйвер из предыдущего проекта дуэта Скотт Бек/Брайан Вудс «65», Грант тут главный и, по сути, единственный двигатель истории. Но если в случае с «65» это все равно не сработало, то «Еретика» Хью тянет-тянет и вытягивает.

Хью Грант оскорбляет чувства верующих. Павел Матяж — о фильме «Еретик»
Фото: kinopoisk.ru

Словно поехавший старый клоун из давно сгоревшего цирка, Грант наполняет эти камерные и, наверное, слишком аккуратные декорации каким-то неохичкоковским саспенсом и вытаскивает весь проект на территорию сочного классического триллера. Может быть, не на один уровень с «Сиянием» и «Молчанием ягнят», но уже очень близко.

Удачного просмотра.