Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Кейт Бланшетт и Джейми Ли Кертис против геймеров. Павел Матяж — о фильме «Бордерлендс»

13 августа 2024, 15:14
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Экранизация хитового шутера из нулевых получила такое количество разгромных отзывов от критиков и настолько скромную кассу, что угодила в официальный российский прокат. Но так ли там все плохо, как кажется?

До 2024 года адаптация компьютерных игр считалась крайне рискованным предприятием. Ведущие голливудские студии не раз обжигались на этом, теряя годы жизни и миллионы долларов. У братьев Уорнеров есть чудовищный «Ремпейдж», у Дисней — кошмарный «Need for Speed: Жажда скорости», у Universal — преданный анафеме «Варкрафт».

Самое удивительное в том, что многочисленные неудачи не отбили у продюсеров интерес к экранизации игрушек, а только возбудили в них азарт и дух соперничества. Провальные версии легендарных видеоигр продолжали выходить с заслуживающей лучшего применения регулярностью, вызывая недоумение критиков и ярость фанатов.

Однако в этом году упорство голливудских студий оказалось наконец вознаграждено. На малых экранах с большим успехом прошли сериальные адаптации постапокалиптических хитов из нулевых и девяностых Last of us (HBO) и Fallout (Prime Video), а в кинотеатрах на некоторое время возглавили прокат братья Марио (Universal).

Воодушевившись серией этих неожиданных прорывов, не самая крупная и влиятельная калифорнийская студия Lionsgate решилась на «Бордерлендс». Но сейчас, должно быть, очень жалеют об этом. Их фильм получил значительно более низкие оценки критиков, чем Warcraft, Rampage, Need for Speed или даже Assassin's Creed. На Rotten tomatoes у него 9% свежести. Это своего рода антирекорд. Даже для экранизаций компьютерных игр. Как же они этого добились?

Кейт Бланшетт и Джейми Ли Кертис против геймеров. Павел Матяж — о фильме «Бордерлендс»
Фото: kinopoisk.ru

Lionsgate купили права на экранизацию отвязного панк-шутера еще в середине десятых. Режиссировать наняли Элая Рота, известного в узких кругах хоррор-мейкера. А тот уговорил сниматься мегазвезд Кейт Бланшетт и Джека Блэка, которые играли у него главные роли в «Тайне дома с часами». Кроме них в актерской команде «Бордерлендса» оказалась «королева крика» Джейми Ли Кертис, которой хотелось закрепить успех после «Достать ножи», а также непонятно каким ветром Кевин Харт и Эдгар Рамирес. Сценарий должен был писать гениальный Крейг Мейзин («Чернобыль», Last of us).

Кейт Бланшетт и Джейми Ли Кертис против геймеров. Павел Матяж — о фильме «Бордерлендс»
Фото: kinopoisk.ru

Но потом что-то пошло не так. Оригинальная серия шутеров отстраивалась от конкурентов с помощью чернейшего висельного юмора и запредельного количества разного ультранасилия. А боссы Lionsgate не хотели рисковать, выпуская «Бордерлендс» в категории 18+, и чтобы перестраховаться, снизили рейтинг до подросткового PG-13.

Кейт Бланшетт и Джейми Ли Кертис против геймеров. Павел Матяж — о фильме «Бордерлендс»
Фото: kinopoisk.ru

Мейзин попытался что-то с этим сделать, но после нескольких месяцев работы слился, а потом даже потребовал удалить свое имя из титров. Рот продержался несколько дольше и отснял какую-то часть материала, но потом тоже оставил проект. Фильм менял сценаристов и режиссеров, угодив в так называемый «производственный ад». В какой-то момент доснимать какие-то сцены наняли Тима Миллера, ответственного за первого «Дедпула». Возможно, тогда в Lionsgate подумывали вернуть фильму взрослый рейтинг, но в итоге так ни на что и не решились и просто положили уже готовый фильм на полку. Там он и провел целых три года, до триумфального выхода Fallout и Last of us.

Кейт Бланшетт и Джейми Ли Кертис против геймеров. Павел Матяж — о фильме «Бордерлендс»
Фото: kinopoisk.ru

Вероятно, общая для всех этих экранизаций постапокалиптическая эстетика и пустынные пейзажи Пандоры, очень похожие на выжженные атомными бомбами территории Новой Калифорнийской Республики, напомнили осторожным владельцам Lionsgate про их покрывшееся пылью детище. Постапокал сейчас на топе, решили они. И даже финансовая катастрофа «Фуриосы» не заставила их призадуматься.

Кейт Бланшетт и Джейми Ли Кертис против геймеров. Павел Матяж — о фильме «Бордерлендс»
Фото: kinopoisk.ru

Главная героиня «Бордерлендс», охотница за головами Лилит, которую играет Кейт Бланшетт, очень напоминает Фуриосу. Она такая же космически крутая, молчаливая и невозмутимая. И так же лихо расстреливает окружающих ее брутальных мужиков из какого-то постапокалиптического обреза. Только обе руки у нее на месте, а вместо короткой стрижки страшно модная анимешная челка огненно-рыжего цвета.

Кейт Бланшетт и Джейми Ли Кертис против геймеров. Павел Матяж — о фильме «Бордерлендс»
Фото: kinopoisk.ru

История стартует с того, что Лилит получает очередной заказ. Девочку Тину похитил дезертир из ЧВК «Алое копье» по имени Роланд (Кевин Харт). И теперь обеспокоенный папа, он же глава ЧВК «Алое копье» и по совместительству межгалактической корпорации имени самого себя «Атлас», предлагает охотнице какие-то нереальные миллионы, чтобы вернуть ребенка родителю. Крутая наемница закатывает глаза, разводит руками, пожимает плечами, вздыхает, заявляет, что она не нянька, но, взглянув на сумму чека, соглашается. Весьма вероятно, что Кейт Бланшетт в момент подписания договора с Lionsgate вела себя точно так же.

Дело осложняется тем, что похитители отвезли малышку на Пандору. Но только к голубой и полной разной живности планете, оккупированной съемочной группой Джеймса Кэмерона, эта Пандора не имеет никакого отношения. Это больше похоже на Австралию из вселенной «Безумного Макса». Пустынное плоскогорье, обильно посыпанное песком и разнообразным мусором. Кроме диких банд, на Пандоре обитает множество кожистых безволосых тварей, сухопутных, летающих и болотных, крайне агрессивных и габаритных.

Кейт Бланшетт и Джейми Ли Кертис против геймеров. Павел Матяж — о фильме «Бордерлендс»
Фото: kinopoisk.ru

Нормальным людям на этой межгалактической помойке делать совершенно нечего. Никаких полезных ископаемых, лесов, полей, рек, источников воды или пищи на Пандоре нет. Однако планета все равно привлекает туристов, авантюристов, искателей приключений и скользких жуликов всех мастей. Ведь существует легенда, согласно которой когда-то во вселенной существовала могущественнейшая цивилизация. Мифические эридианцы давно сгинули в результате неизвестного катаклизма, но на Пандоре якобы существует тайник, где спрятаны их суперпродвинутые технологические чудеса.

Оказавшись на Пандоре, Лилит обретает неожиданного спутника в виде дерзкого одноколесного робота (его озвучивает Джек Блэк, но нам тут этого не услышать), а тот довольно быстро приводит наемницу к убежищу, в котором скрываются Тина и ее похитители Роланд и Криг (брутального вида мужика в маске с огромным зубастым топором сыграл румынский боксер Флориан Мунтяну).

Кейт Бланшетт и Джейми Ли Кертис против геймеров. Павел Матяж — о фильме «Бордерлендс»
Фото: kinopoisk.ru

Выясняется, что Тину никто не похищал, и вообще она не дочь Атласа, а собственность его корпорации, клон, выращенный в пробирке из капли эридианской крови. Она нужна Атласу, чтобы найти тот самый тайник, открыть его и завладеть инопланетными технологиями. В Лилит просыпается совесть и что-то вроде материнского чувства к девочке, и она отказывается от заказа и присоединяется к Тине и ее спутникам, чтобы отыскать сокровища. А еще чуть позже колоритный отряд дополняется Джейми Ли Кертис, которой досталась роль доктора Патрисии Таннис, местного космоархеолога и специалиста по древним эридианским артефактам.

Фанатов тут не устраивает вообще все. Компьютерная графика, дизайн персонажей, машин, одежды и оружия, окружающие ландшафты и животные. Кастинг, благодаря которому ключевые герои истории серьезно состарились, а остальные сменили пол, возраст и цвет кожи.

Кейт Бланшетт и Джейми Ли Кертис против геймеров. Павел Матяж — о фильме «Бордерлендс»
Фото: kinopoisk.ru

Но главная претензия — это юмор, шутки, сама интонация истории. Из-за детского возрастного рейтинга большая часть нецензурной брани, кровавых убийств и обнаженки в фильм не попала. В итоге потенциальный конкурент «Дедпула и Росомахи» или второго «Отряда самоубийц» превратился в рутинный фантастический боевичок для самых маленьких, которые пачками выходят на стримингах «Дисней плюс» или «Нетфликс» к общему удовольствию зрителей и правообладателей. Возможно, и «Бордерлендс» нужно было сразу приземлять на какой-нибудь стриминг.

Кейт Бланшетт и Джейми Ли Кертис против геймеров. Павел Матяж — о фильме «Бордерлендс»
Фото: kinopoisk.ru

Впрочем, зрителям из России, не знакомым с оригинальной игрой и не представляющим, как выглядела Пандора и ее колоритные персонажи на Xbox или Playstation, просто не стоит читать все эти разгромные рецензии. Кейт Бланшетт великолепна в роли скучающей снобки, левой ногой расшвыривающей толпы инопланетных тварей, Ариана Гринблатт из космотриллера «65» и «Барби» очаровательна в роли безумного ребенка в странной шапочке и арсеналом заминированных плюшевых мишек и зайчиков, Джейми Ли Кертис держит марку, изображая эксцентричную бабулю-космоархеолога. Робот Джека Блэка каждую минуту выдает по довольно сносной остроте. На Харта, который впервые в жизни сыграл некомедийного персонажа, тоже приятно посмотреть.

Все происходит в очень круто нарисованном постапокалиптическом сеттинге, полном внушительного вида чудовищ и психопатов в масках. Кого-то постоянно убивают или живописно взрывают, экшен-сцены, драки, погони и всяческие приключения не прекращаются ни на секунду. Любителей жареного ждет межгалактический публичный дом и подземные тоннели, наводненные адскими тяжеловооруженными мутантами.

Все это дико эффектно, ярко, бодро, динамично, а главное, недолго — фильм длится всего 100 минут, вдвое меньше, чем «Дедпул и Росомаха», и втрое меньше «Фуриосы». Да, возможно, это просто еще одно примитивное развлечение для грубой толпы. И, возможно, оно могло выглядеть в миллион раз круче. Но такого разгрома от критиков совершенно точно не заслужило.

Удачного просмотра.

Павел Матяж