Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Здесь другой звук, другой вайб». Директор ЦПКиО решил сделать парк главной концертной площадкой города

17 июля 2024, 17:54
интервью
«Здесь другой звук, другой вайб». Директор ЦПКиО решил сделать парк главной концертной площадкой города
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Территория Летнего театра в парке Маяковского десятилетиями использовалась не по назначению: как сербское кафе и склад холодильников. В прошлом году, к 300-летию Екатеринбурга, площадку отремонтировали. На открытии оркестром дирижировал Валерий Гергиев, а на фортепиано играл Денис Мацуев. Это лето — первый сезон, когда Летний театр используют на полную. Как парк становится организатором концертов и зачем ему это надо — рассказал 66.RU директор Центрального парка культуры и отдыха Павел Зубакин.

— Чем ваш Летний театр отличается от других концертных площадок? Как вы себя позиционируете? Ведь у нас в городе много площадок. Если человек хочет послушать Бутмана, то он скорее пойдет в филармонию, если какую-нибудь рок-группу — то в «Свобода Холл» или Tele-Club. В каком случае надо идти к вам?

— Мне кажется, у нас тот же самый зритель, что ходит в филармонию. Для него — искушение сходить на Бутмана сюда, в Летний театр. Здесь другое звучание, другой вайб. Поэтому мы в первую очередь ориентируемся на эту аудиторию.

Но поскольку формат Летнего театра более открытый и менее требовательный, то, конечно, мы стараемся захватить и всех остальных. Аудиторию, которая не столь увлечена яркими концертами классики. Позиционирование здесь не такое академическое, как филармония. Мы более лайтовые, менее требовательные. У нас можно привстать, выйти из зала во время концерта.

Мы пытаемся найти баланс между массовой культурой и общим представлением людей об искусстве. Поэтому и афиша очень обширная: и спектакли, и чтения, и рояль, и скрипка.

«Здесь другой звук, другой вайб». Директор ЦПКиО решил сделать парк главной концертной площадкой города
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Это новая декорация, которой у нас никогда не было. Наша команда и артисты только начинают осознавать ее возможности. Мы, например, долгое время не могли уговорить «Провинциальные танцы» выступить в парке Маяковского. И я понимаю почему. Лауреаты «Золотой маски». Они работают на более камерную аудиторию, чем парк. Но в этом году у нас был их концерт, и он прошел замечательно.

Все коллективы требуют идеального звучания, идеальной аппаратуры, идеальной конфигурации пространства. Мы это все обеспечили. У нас очень хорошее звуковое и световое оборудование. Мы можем прямо похвастаться качеством звука, которого нам удалось достичь.

«Здесь другой звук, другой вайб». Директор ЦПКиО решил сделать парк главной концертной площадкой города
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— Как вы планируете конкурировать и обеспечивать площадку загрузкой? На концерте Бутмана у вас была хорошая посещаемость, а в случае с «Джейн Эйр» как-то не очень, хотя группа сама по себе небезызвестная.

— Все вокруг влияет на загрузку. Например, мы уже видим, что люди покупают билеты, когда за окном солнечно. Когда у нас были дожди, все продажи встали. У людей нет желания в плохую погоду покупать билеты на незнакомую площадку. На этот аспект мы никак не повлияем.

Мы можем влиять с помощью классных артистов. Будем балансировать цены таким образом, чтобы сделать их более демократичными. У нас есть семейные скидки 50%, разные акции. Мероприятия с местными коллективами стоят 500 рублей. Это в среднем стоимость одного аттракциона. На гастрольные и федеральные проекты цена может доходить до 5–6 тысяч рублей. Но в этих случаях действительно большие затраты, чтобы привести звезду, обеспечить технический, бытовой райдер. На таких мероприятиях мы с помощью билетов отбиваем только часть затрат.

Мечтаем об абонементе. Это классный маркер готовности площадки к чему-то стабильному. Абонементы позволяют создавать якорные мероприятия, как, например, джазовый фестиваль «Послушайте». В такие дни во всем парке действует программа, не только в театре.

В общем, маленькими деталями, хорошей программой, сбалансированной денежной политикой и развитием парка в целом будем привлекать гостей. Действительно, на какие-то концерты приходит мало людей. На какие-то — много. Мы это все будем отслеживать. Использовать каналы продвижения, продаж. Это можно сравнить с настоящим бизнес-проектом, у которого есть бюджет, риски. Все это дело нужно соединять между собой.

«Здесь другой звук, другой вайб». Директор ЦПКиО решил сделать парк главной концертной площадкой города
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— В отличие от других площадок, вы не всесезонные. Сколько стоит ее условная консервация на зиму и откуда на это будут брать деньги?

— Не могу сказать про стоимость консервации. Наша сезонность — одновременно минус и плюс. Летний театр находится прямо у леса, здесь пение птиц, природа. Это тоже привлекает людей.

Погодные риски мы компенсируем дождевиками, сиденьями, которые не промокают. Если сильный ливень, то мы переносим концерты с сохранением билетов. Деньги можно легко вернуть, если захочется.

— А сколько стоит годовое обслуживание театра?

— Полное обслуживание стоит посчитать в конце сезона. Мы планируем около 30–35 млн рублей. Все затраты — из внебюджетных средств парка. По сути, это убыточное дело. В этом году [убытки] примерно 15–20 млн рублей.

У нас есть разные сценарии в зависимости от количества проданных билетов. И изначально мы закладывали немного другой убыток, но в связи с погодными рисками и с тем, что площадка еще пока не так заметна на культурной карте Екатеринбурга, корректируем его.

Мы нисколько не жалеем о том, что сейчас вкладываем деньги в раскрутку Летнего театра. Можно эксплуатировать площадку с прицелом на деньги, а можно — с прицелом на культуру. Мы полностью рискуем. Продумываем репертуар, пытаемся его сбалансировать, чтобы это было и не накладно, и соответствовало концепции парка. Рассчитываем, что сможем через 2–3 года выйти в ноль. Это будет очень хорошо.

«Здесь другой звук, другой вайб». Директор ЦПКиО решил сделать парк главной концертной площадкой города
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— В Летнем театре концерты проходят с конца мая. Прошло уже 1,5 месяца. Впереди примерно еще столько же. Как вы оцениваете первую половину сезона? Как люди реагируют на новую площадку?

— Прекрасно, я очень счастлив. Я был практически на всех мероприятиях, которые проходили в Летнем театре. Безумно классно, как реагирует публика на контент, который мы делаем. Пусть мы не собираем аншлаги, но даже 50–70% зала — это больше 500–700 человек. Наши гости, на мой взгляд, получают удовольствие. Это главный критерий нашего успеха.

Пусть на текущий момент у нас не 1300 гостей, как хотелось бы. Но мы будем наращивать аудиторию.

— Со стороны кажется, что управление парком и организация концертов — это очень разные виды деятельности. Как вы перестраивали работу?

— Вообще с нуля делали. Мы нанимали людей, которые были связаны с этой индустрией. У нас в команде есть выходцы из Свердловской филармонии, из Tele Club, то есть те люди, у которых есть комплекс навыков, знаний, компетенции для того, чтобы это все организовывать.

На нас сейчас управление концертной площадкой от и до. Это билетные операторы, зал, охрана, клининг, перелеты артистов, гонорары, райдеры и в целом продюсирование. Работы прибавилось, но мы делаем. Те вещи, которые делать не умеем, отдаем на аутсорсинг. Это охрана, уборка. Продвижение, SMM, организация бытовых райдеров, взаимодействие с артистами — на нас. Учимся. Этот сезон будет экспериментальным.

«Здесь другой звук, другой вайб». Директор ЦПКиО решил сделать парк главной концертной площадкой города
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— Почему решили пойти по пути самостоятельной организации концертов, а не просто сдавать площадку в аренду?

— А мы так и делаем. Но, просто сдавая в аренду, мы не сможем заполнить репертуар всеми форматами. В этом году у нас есть несколько арендных мероприятий, в том числе и федеральные коллективы. Арендуют площадку, чтобы показать свои спектакли.

Это вопрос рынка. Есть партнеры, которые рассматривают только гонорарный формат взаимодействия. Мы на это идем, учитывая погодные риски. Есть коллективы, которые готовы разделить с нами эти риски. Местные коллективы — Театр юного зрителя, Музкомедия — поддерживают нас.

Заниматься только арендой — значит отказаться от части интересной нам программы. Мы не можем себе этого позволить, поэтому комбинируем и то и то.

— Почему сцену сделали здесь, в Летнем театре? Во время чемпионата мира говорили, что фан-зона станет новой большой концертной площадкой, а в итоге там появился каток.

— Летнему театру 49 лет. Советские архитекторы сделали его необычным и вписали прямо в участок леса. У этого места есть какая-никакая история. А строить новодел гораздо дороже, чем реконструировать имеющееся.

Люди старшего поколения приходят и ностальгируют, вспоминают времена, когда театр еще работал. Это похоже на возвращение в родную гавань. Гавань, которую когда-то утратили. И это тоже вызывает гордость.

Фан-зона до сих пор используется. Но эта площадка рассматривается как место для сверхмассовых мероприятий на десятки тысяч человек. А в Летнем театре одновременно могут находиться только 1300 посетителей. Это абсолютно разные форматы.

«Здесь другой звук, другой вайб». Директор ЦПКиО решил сделать парк главной концертной площадкой города
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— Как вы выбираете артистов? Есть ли у вас какой-то стоп-лист?

— У нас не все артисты смогут выступить. Это связано с определенной концепцией культуры. Не хочу никого обижать, но условные «Бутырка» или группа «Краски» не подойдут под наш формат. Мы стараемся подбирать коллективы, которые используют живое оркестровое звучание.

Мы очень счастливы от участия наших местных культурных мастодонтов: Театр оперы и балета, Свердловская филармония. Они расширяют свою аудиторию, используя новую площадку, где все звучит по-другому.

— Каких концертов стоит ожидать в ближайшем будущем?

— Из ближайших: очень классный джазовый фестиваль «Послушайте» будет у нас в эту субботу. Мы привозим крутых артистов: Billy's Band, Мариам Мерабову, Вадима Эйленкрига.

Мне кажется, джаз — это идеальное направление для нашего театра. Он позволяет полностью раскрыть звучание инструментов. Джаз очень живой, очень классно гармонирует с природой. Оркестр с Игорем Бутманом это доказал.

Будет фестиваль волшебников для детей, в августе к нам приезжает пианист Денис Мажуков — в меру академичный, в меру авангардный.

— Есть амбиции стать главной летней концертной площадкой Екатеринбурга?

— Безусловно. Всегда есть амбиции. Более того, я считаю, что мы уже отчасти являемся главной летней площадкой, потому что не каждый может позвать к себе выступить Валерия Гергиева. Мне кажется, выше ноты уже не бывает.