Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Шон, два счетчика! Павел Матяж — о фильме «Папуля»

15 июля 2024, 10:27
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Сквозь железный занавес в официальный российский прокат проник независимый американский инди-проект режиссерки-дебютантки Кристи Холл. В главных ролях Дакота Джонсон и Шон Пенн.

У молодой нью-йоркской программистки выдалась очень напряженная поездка. Чтобы добраться домой из аэропорта, она по старинке заказывает «желтое такси», надеясь расслабиться на заднем сиденье без лишних слов и дополнительных переживаний. Но оказывается в машине с невероятно опытным и не менее словоохотливым водителем, который больше всего на свете ненавидит мобильные приложения, гаджеты и прочие высокие технологии. Впрочем, у него есть мнение и ценный совет и по любому другому поводу. Так что расслабиться получится едва ли. Но и скучно не будет.

Таксисты очень часто становятся персонажами фильмов. Дело тут не только в легендарном одноименном проекте Мартина Скорсезе, а, вероятно, еще и в том, что голливудские (и не только) сценаристы пересекаются с этими скромными представителями сферы услуг чаще, чем с официантами или, например, портье.

Шон, два счетчика! Павел Матяж — о фильме «Папуля»
Фото: kinopoisk.ru

К тому же профессия таксиста априори содержит некий базовый экшен. Даже если в поездке вообще ничего не происходит, она сама по себе уже роуд-муви. На этом фундаменте построено множество историй от «Соучастника» до «Пятого элемента». В советском кино на таксо-тему есть «Три тополя на Плющихе», у Люка Бессона целая серия «Такси», у Джима Джармуша «Ночь на земле». «Теория заговора», «Пассажиры», «Ведьмина гора», «Кентавр», всех не перечислить, страницы не хватит.

Шон, два счетчика! Павел Матяж — о фильме «Папуля»
Фото: kinopoisk.ru

Отважная американская драматургиня Кристи Холл использовала эти многочисленные референсы для собственного сценарного и режиссерского дебюта, пробилась через все питчинги и кастинги и сняла еще одно кино про таксиста и пассажирку. Душной летней ночью они полтора часа пробираются сквозь печально знаменитые нью-йоркские пробки из аэропорта имени Кеннеди в Манхэттен, болтая по дороге обо всем на свете, как в последний раз.

Шон, два счетчика! Павел Матяж — о фильме «Папуля»
Фото: kinopoisk.ru

Задушевные вагонные споры с незнакомцами — тоже довольно широкая тема. В советском кино с этого начинается кинороман в «Москва слезам не верит», в Голливуде — «Как Гарри встретил Салли». Но мисс Холл умудряется лавировать между пошлостями и банальностями и лупит обывателей по башке откровенностью поднимаемых тем. Ведь с таксистом, как и с любым другим случайным попутчиком, можно говорить о чем угодно. «Навру с три короба — пусть удивляются», как сказал поэт.

Шон, два счетчика! Павел Матяж — о фильме «Папуля»
Фото: kinopoisk.ru

Но если в диалогах и можно что-нибудь насочинять, глаза не лгут. А планы у заслуженного голливудского оператора Фидона Папамайкла, ответственного за такие мегапроекты, как «Отель «Миллион долларов», «Идентификация», «Мартовские иды» и «Форд против Феррари», тут делятся на крупные и сверхкрупные. Остальное он заливает ярчайшим неоном и превращает эту минималистичную театрализованную постановку в заметную кинематографическую работу.

Шон, два счетчика! Павел Матяж — о фильме «Папуля»
Фото: kinopoisk.ru

К тому же в роли водилы тут не кто-нибудь, а сам Шон Пенн. Величайшему когда-то актеру своего поколения в последнее время не очень-то везет с ролями. И он старается выжать максимум из каждого крохотного эпизода, который ему достается. В этом смысле «Папуля» — роскошный подарок всем любителям актерского таланта мистера Пенна. Таких крутых выступлений у него не было со времен «Харви Милка», наверное.

Шон, два счетчика! Павел Матяж — о фильме «Папуля»
Фото: kinopoisk.ru

У его партнерки по поездке Дакоты Джонсон все наоборот. Она заработала себе довольно сомнительную славу с помощью «Пятидесяти оттенков серого» и упрочила ее «Мадам Паутиной». На этом фоне «Папуля» выглядит как попытка реабилитироваться. На заднем сиденье «желтого такси» не спрячешься за компьютерной графикой и эротическую фотосессию устраивать как-то не с руки.

Шон, два счетчика! Павел Матяж — о фильме «Папуля»
Фото: kinopoisk.ru

Короче говоря, «Папуля» предоставляет великолепную возможность обоим актерам блеснуть. И именно благодаря этому фильм-диалог, вся кульминация которого происходит в стоящем в пробке автомобиле, не вгоняет в сон, а вполне в состоянии обеспечить зрителю нужный уровень кортизола в крови.

Шон, два счетчика! Павел Матяж — о фильме «Папуля»
Фото: kinopoisk.ru

Это не превращает работу Кристи Холл в шедевр киноискусства, но, возможно, хотя бы на эти час с небольшим сможет притормозить время и неудержимый технологический прогресс вместе с ним. Чтобы персонаж Шона Пенна и миллионы его коллег смогли протянуть еще немного, пока их всех не заменят мобильные приложения, управляемые искусственным интеллектом.

Удачного просмотра.

Павел Матяж