Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Ужасы как искусство. Павел Матяж — о фильме «Максин ХХХ»

12 июля 2024, 12:31
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В российских кинотеатрах вышла заключительная серия синефильской хоррор-трилогии режиссера Тая Уэста и студии А24.

Порнозвезда Максин (Мия Гот — «Суспирия», «Высшее общество», «Нимфоманка»), уцелевшая после событий предыдущих фильмов, оказывается в Голливуде. Она продолжает сниматься в кино для взрослых, но годы, как говорится, уже берут свое. В этом бизнесе жизнь у актрис особенно короткая.

Чтобы не выйти на пенсию в тридцать, Максин пытается стать «королевой крика». Ее проникновенный монолог на прослушивании вызывает интерес у крутой жанровой режиссерки Элизабет Бендер (Элизабет Дебики — «Довод», «Корона», «Стражи Галактики-3»). Но вскоре у красавицы появляется проблема посерьезней — таинственный убийца по кличке Ночной Сталкер потрошит лосанджелесских девушек легкого поведения, включая Максиминых ближайших подружек, и с каждой новой жертвой подбирается все ближе. Похоже, что навыки, приобретенные в рамках франшизы, понадобятся главной героине не только для создания убедительного экранного образа.

Ужасы как искусство. Павел Матяж — о фильме «Максин ХХХ»
Фото: kinopoisk.ru

Первые два фильма трилогии Тая Уэста были особенными даже на фоне волны мета-хорроров 2010-х и 2020-х — очень кровавыми, умными, смешными, по-настоящему тревожными. X — история о съемке низкобюджетного сельского порно, которая превращается в кровавую баню, имитировала выцветшую 16-миллиметровую пленку и взывала к мрачной классике эпохи драйв-инов, «Техасской резне бензопилой», «Хэллоуину» и «Кэрри».

Ужасы как искусство. Павел Матяж — о фильме «Максин ХХХ»
Фото: kinopoisk.ru

Pearl был еще более впечатляющим и изобретательным: там Уэст рассказал предысторию злодея из первого фильма. А действие, которое происходит в 1918 году, стилизовал под немые фильмы пионеров кинематографа. Обе картины подняли актрису Мию Гот на новый уровень популярности. И не без причины: она была и остается умом, телом и отчаянной мятущейся душой этой франшизы — не только актрисой, но полноценным соавтором Уэста — она писала сценарий и продюсировала Х и Pearl.

Ужасы как искусство. Павел Матяж — о фильме «Максин ХХХ»
Фото: kinopoisk.ru

На этот раз в центре действия третья эпоха — середина 1980-х, время неона и гламура, синтезаторов, кожаных курток и химических завивок. На смену кислоте и марихуане пришли кокаин и экстази, а улицы заполонили религиозные фанатики, протестующие против разврата в кино после отмены кодекса Хейса. Режиссер-эрудит Уэст цитирует хиты кабельного телевидения — «Зловещие мертвецы», «Восставшие из ада», «Дрожь» и «Великий аллигатор».

Ужасы как искусство. Павел Матяж — о фильме «Максин ХХХ»
Фото: kinopoisk.ru

Его актерский состав мог бы дать фору большинству голливудского тяжелого люкса последних лет: Бобби Каннавале («Подпольная империя») и Мишель Монаган («Настоящий детектив») тут изображают двух копов, Хлоя Фарнворт и Хэлси излучают нужную атмосферу в роли ночных бабочек, а кроме них есть Джанкарло Эспозито («Во вся тяжкие», «Пацаны») в роли чрезмерно сердечного юриста Максин и Кевин Бейкон («Аполлон-13», «Пятница 13-е»), устроивший себе один из самых ярких выходов за последние лет двадцать, исполнив омерзительного частного детектива с джекниколсоновским пластырем на носу.

Ужасы как искусство. Павел Матяж — о фильме «Максин ХХХ»
Фото: kinopoisk.ru

А вот красавице Мие Гот, которая в предыдущих двух фильмах выдавала актерский перформанс на пределе возможностей, на этот раз как будто нечего играть. Она продолжает эпатировать зрителей — кого потрясающими формами, кого эффектными нарядами, но сама история уже далеко не так лихо закручена. Вместо метамодернистских игр с жанровыми конвенциями в духе «Хижины в лесу» Уэст и его соавторка приготовили своей трилогии несколько клишированную развязку, скорее цитирующую итальянские джалло, чем высмеивающие их.

Ужасы как искусство. Павел Матяж — о фильме «Максин ХХХ»
Фото: kinopoisk.ru

После такого бодрого старта в X и лихого продолжения Pearl на «Максин» у тандема сценаристов как будто не хватило свежих идей. И они попытались закамуфлировать этот самый страшный из голливудских дефицитов многослойным цитированием разнообразной вечной классики.

Ужасы как искусство. Павел Матяж — о фильме «Максин ХХХ»
Фото: kinopoisk.ru

Стремление Тая Уэста возродить дух старых слэшеров, насладиться этой эстетикой и напомнить зрителям о том, что фильм ужасов тоже может быть искусством, сыграло с молодым режиссером злую шутку. Ведь главная проблема создания высоколобых оммажей на трешевые ужастики из 1980-х в том, что в итоге у вас все равно получается трешевый ужастик, только уже из 2020-х.

Удачного просмотра.

Павел Матяж