Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Куда уходит детство? Павел Матяж — о фильме «Головоломка-2»

17 июня 2024, 14:08
Куда уходит детство? Павел Матяж — о фильме «Головоломка-2»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В пиратских российских кинотеатрах и на нелегальном стриминге новый шедевр от законодателей мод и корифеев голливудской анимации студии Pixar.

За девять лет, которые пролетели после первой «Головоломки», в мире юной хоккеистки из Миннесоты прошло всего два. Райли исполняется 13. А это значит, что у нее теперь прыщи, неконтролируемые скачки роста, стремительно превращающие в мусор ее гардероб, и буря новых интересных ощущений.

Она более-менее освоилась в новой школе, завела подружек и определилась с увлечениями. А антропоморфные Радость, Печаль, Страх, Брезгливость и Гнев продолжают управлять ее эмоциональным состоянием из высокотехнологичного мозгового центра, расположенного где-то у Райли в голове.

Куда уходит детство? Павел Матяж — о фильме «Головоломка-2»
Фото: kinopoisk.ru

Пять основных детских эмоций вроде бы научились работать сообща, однако Радость, как и в первом фильме, все же первая среди равных. С непрекращающимися шутками и прибаутками она контролирует остальные эмоции и формирует Убеждения Райли.

Куда уходит детство? Павел Матяж — о фильме «Головоломка-2»
Фото: kinopoisk.ru

Это новая опция, для такого в первом фильме главная героиня была, видимо, недостаточно взрослой. Ключевые воспоминания теперь не просто лежат на почетном месте на полках внутри офисного пространства, где трудятся эмоции. А могут быть перемещены в специальный отдел мозга, чтобы превратиться во что-то вроде нейронных струн, формирующих личность ребенка.

Куда уходит детство? Павел Матяж — о фильме «Головоломка-2»
Фото: kinopoisk.ru

Фишка в том, что происходит это не автоматически. Хохотушка и обаяшка Радость, руководствуясь собственными представлениями о том, какой должна быть гармоничная личность, ограждает свою подопечную от любого негатива. Доминантная эмоция помещает в этот преобразователь убеждений только самые хорошие и светлые воспоминания, а все остальные, ссоры и споры, что-то непонятное, странное, страшное, сумбурное, неловкое, неудобное или просто слишком сложное для детского восприятия заметает под ковер, зашвыривает подальше в глубины подсознания.

Куда уходит детство? Павел Матяж — о фильме «Головоломка-2»
Фото: kinopoisk.ru

Поэтому когда на пульте управления вдруг начинает пульсировать и реветь сиреной ярко-красная лампочка с надписью «Пубертат», Радость отправляет ее туда же. От греха подальше. Все-таки у нас тут детский мультик 6+.

Куда уходит детство? Павел Матяж — о фильме «Головоломка-2»
Фото: kinopoisk.ru

Но взросление ребенка не заметешь под ковер и не зашвырнешь в подсознание. В следующем эпизоде в офис управляющей компании врываются работяги с бензопилами и, бурча что-то про новые рабочие места, устанавливают расширенный пульт управления сознанием Райли.

Куда уходит детство? Павел Матяж — о фильме «Головоломка-2»
Фото: kinopoisk.ru

Вместе с реновациями в офисе эмоций появляется целых пять новых сотрудников. Оранжевая Тревожность, лихорадочно суетящаяся личность с огромным, как у кукол из Маппет-шоу, ртом. Болезненно-бледная Зависть с вытаращенными завидущими глазками. Толстый, длинный и постоянно дрожащий розовый Стыд. Долговязая Хандра сложносочиненного синего цвета, со странной прической, круглосуточно лежащая на диване с телефоном. И бабушка божий одуванчик по кличке Ностальгия, которая время от времени вылезает из своей каморки с громадным фотоальбомом в руках и все свои фразы начинает со слов: а вы помните, как Райли...

Куда уходит детство? Павел Матяж — о фильме «Головоломка-2»
Фото: kinopoisk.ru

На бабулю все кричат и посылают подальше. 13-летнему подростку вроде как не о чем пока ностальгировать, а значит, соответствующему чувству не положено возникать еще как минимум лет 10–15, до свадьбы Райли или хотя бы выпускного бала. Но она не уходит, ведь еще Хаяо Миядзаки, за творчеством которого пиксаровцы всегда следили очень внимательно, считал ностальгию одним из ключевых детских переживаний и заставлял остро ощущать ее всех своих персонажей вне зависимости от пола и социального статуса.

Куда уходит детство? Павел Матяж — о фильме «Головоломка-2»
Фото: kinopoisk.ru

Впрочем, в сюжете, написанном пиксаровскими сценаристами, Ностальгия так и остается забавным курьезом, а чувствами Райли завладевает Тревожность. Нервическая рыжая бестия носится по комнатам, изображая бурную деятельность, заставляя Райли орать на родителей, предавать подружек и лебезить перед крутыми старшеклассницами.

Куда уходит детство? Павел Матяж — о фильме «Головоломка-2»
Фото: kinopoisk.ru

Радикальные перемены в характере происходят, когда Райли вместе с подругами отправляется на трехдневный хоккейный интенсив в спортивный лагерь. Там девчонке сообщают, что две ее лучшие подруганши в следующем году переходят в другую школу, и это, возможно, последние три дня, которые они могут провести втроем. Кроме того, в эти три дня может решиться вся ее дальнейшая спортивная карьера и судьба. Или она попадет в университетскую хоккейную команду и тогда все окей, или нет, и это буквально конец света — у нее никогда уже не будет нормальных друзей и она умрет от тоски в полном одиночестве.

Куда уходит детство? Павел Матяж — о фильме «Головоломка-2»
Фото: kinopoisk.ru

Радость, Печаль и остальные детские эмоции пытаются как-то смягчить переживания Райли, но обсессивно-компульсивная Тревожность превентивно отправляет их в подсознание вместе с большинством прежних Убеждений. А избавившись от ветеранов, принимается строить лучшую версию Райли как бы заново, с нуля.

Куда уходит детство? Павел Матяж — о фильме «Головоломка-2»
Фото: kinopoisk.ru

В реальности бедного ребенка штормит на эмоциональных качелях: она то плачет, то смеется, то вдруг открывает внутри себя бездну сарказма и мучается болезненными фантазиями, представляя сотни вариантов своего кошмарного будущего, которые обязательно сбудутся, если ей не удастся попасть в команду к старшим девочкам.

Куда уходит детство? Павел Матяж — о фильме «Головоломка-2»
Фото: kinopoisk.ru

Милая крошка на изумленных глазах родителей и одноклассниц превращается в коварную интриганку, готовую манипулировать окружающими, льстить, втираться в доверие к одним и нарушать договоренности с другими, чтобы добиться своих целей.

Куда уходит детство? Павел Матяж — о фильме «Головоломка-2»
Фото: kinopoisk.ru

Вероятно, это должно выглядеть, как яркая иллюстрация того, как излишняя целеустремленность может навредить ребенку. С одной стороны, с этим не поспоришь, зацикленность и одержимость еще никого не доводили до добра. Особенно в кино. А с другой, несколько странно, что расслабиться и не брать на себя слишком много советует детям именно студия Pixar, прославленная на весь мир своим маниакальным перфекционизмом.

Куда уходит детство? Павел Матяж — о фильме «Головоломка-2»
Фото: kinopoisk.ru

К счастью, это не единственное пожелание, приготовленное для зрителей гениями из бывшей компании Джобса. Психологический эксперимент по принятию себя, начатый еще в 2015 году в первой «Головоломке», выходит здесь на совершенно новый уровень и предлагает детям и родителям признать, что у всех нас есть склонности как к добру, так и ко злу. И так же как в первом фильме, цель Райли и всех сочувствующих ее положению наблюдателей состоит в том, чтобы стремиться к балансу, принять сложность и научиться мириться с несовершенством мира и самой себя.

Куда уходит детство? Павел Матяж — о фильме «Головоломка-2»
Фото: kinopoisk.ru

«Головоломка-2», в свою очередь, довольно несовершенное кино. Оно не так эмоционально подавляет, как первый фильм, в котором доминировала печаль, пронзительная скорбь о скоротечности бытия, щемящая тоска о том, куда уходит детство.

Куда уходит детство? Павел Матяж — о фильме «Головоломка-2»
Фото: kinopoisk.ru

Тема пресловутого «пубертата», заявленная еще в финальных титрах первой части, в которой Райли встречается с мальчиком, так и не получила должного развития. Вокруг главной героини вообще нет мужчин, а интерес к представительницам своего пола носит деловой, чисто платонический характер, хотя понятно, что едва ли Pixar и Disney могли бы позволить себе хотя бы намеки на что-то в этом роде.

Куда уходит детство? Павел Матяж — о фильме «Головоломка-2»
Фото: kinopoisk.ru

Их план в целом удался – «Головоломка-2» собрала на премьерных показах что-то около 100 млн долларов. Если так пойдет и дальше, есть шанс, что сиквел сможет задать новую планку для постпандемийной мультипликации. В кои-то веки пиксаровские топы Пит Доктер и Джим Моррис могут расслабиться. После провалов «Элементарно» и «База Лайтера» у них, похоже, наклевывается первый за долгое время успех.

Удачного просмотра.