Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Автопутешествие на Кавказ: как ехать, на что смотреть и сколько это стоит

Автопутешествие на Кавказ: как ехать, на что смотреть и сколько это стоит
Фото: 66.RU
Для Михаила Лермонтова Кавказ (помимо места ссылки) был «жилищем вольности простой» и «суровым царем земли». Для внутренних туристов наших дней Кавказ —альтернатива другим горным районам планеты Земля. Наш, так скажем, ответ Балканам, Родопам, Альпам и прочей Тосканщине, уж не говоря про Кордильеры. У нас тоже есть «К» — Кабардино-Балкария. И Архыз.

Также Кавказ — альтернатива другим точкам притяжения внутренних туристов. Которых, прямо скажу, в 140-миллионной стране наберется полторы. Если мы про цивилизованный отдых, а не с палаткой где придется. И тем точкам тоже нехорошо: Золотое кольцо трещит по швам и дорого (ахъ, те бутерброды с рыбкой по 800 ₽), пляжи Анапы вы не хотите видеть (см. «140-миллионная страна»), уверяю; до Алтая далеко, а в Сибири красиво, но еще дальше. Очень уж мне импонируют курорты Хакасии, но 2485 км только до Абакана — это больно (и пол-отпуска в дороге).

Впрочем, эта проблема подстерегает жителей Среднего Урала в любом случае. Посмотрите на карту — почти до всех мест притяжения два-три дня перегонов, горные курорты Кавказа тут, пожалуй, не имеют ярко выраженного преимущества. Преимущество есть у Удмуртии (600 км ходу), но (прости, Ижевск) мы тут про мало-мальски цивилизованный туризм. Когда есть развитая придорожная, гостиничная, рекреационная инфраструктура. И вот тут Кавказ за последние годы изрядно продвинулся. Но сначала туда добраться надо.

Как добираться

В то время как столицу и Екатеринбург почти связала скоростная магистраль, на федеральной, так называемой трассе «М-5» все по-прежнему: плохо. Участок «Екб-Члб» с грехом пополам доделали целиком (местами — уже колея), но все, что дальше, — плохо, медленно, тоскливо.

Автопутешествие на Кавказ: как ехать, на что смотреть и сколько это стоит
Фото: 66.RU и архив 66.RU

«М-5» Today. И always. Медленно, на ремонте, с реверсивными движениями и вереницами фур.

Островок цивилизации — кусок по Башкирии, дальше снова плохо с небольшим проблеском у Самары. В Самаре выхолощенные к Мундиалю дороги за 6 лет после Мундиаля пришли в негодность — в Екатеринбурге чисто визуально сохранность куда лучше. Лучше (то есть — хуже) «освоили» средства?

Автопутешествие на Кавказ: как ехать, на что смотреть и сколько это стоит
Фото: 66.RU и архив 66.RU

Самарцы открывают купальный сезон

Волжский город вполне заслуживает длительной остановки. Сезон навигации в разгаре, за умеренные деньги можно город посмотреть не только с убитых дорог, но и с воды. Посмотреть рекомендую не только Самару, но и около. Например, водой (за полчаса) можно дойти до милого села Винновка — там чуваши делали яблочное вино, отсюда и название. Достопримечательность всего одна, зато примечательная.

Это Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь, и он находится почему-то не в Казани. На этом странности не кончаются. В мужском монастыре я не встретил мужчин — только женщин-туристок с непокрытой головой (бесстыдницы). Женщина в буфете («Трапезной») продает местный фирменный квас (220 ₽ / полторашка). Квас такой бурный, что бутылку распирает — вот-вот взорвется. Вечером припарковал машину. Спрятал ключи подальше. Бережно и не дыша открыл бутылку с двумя мыслями: с такого

  • или сразу случится конфуз и придется менять штаны;
  • или упьешься до чертиков.

Выпил кружку — и правда улетел в Вальгаллу. Там Маргарет Тэтчер и Курт Кобейн пели мне польскую народную «Гэй, соколы!». Хороший квас делают божии люди. Куда забористее «Вятского». От полторашки у меня еще осталось 1,25 л. Спаси и сохрани — ведь это даже не середина пути. Впрочем, если с погодой повезло, то на Волге можно и заканчивать — там хорошо.

Кто решится ехать дальше в сторону Кавказа — хорошие новости: едется куда проще, чем по «М-5» с Урала до Волги. Дороги преимущественно двухполосные, но с непременной полосой обгона то в одну, то в другую сторону. Сильно ускоряют путь и решительно помогают в обгоне фур-тихоходов. Только аккуратно: в таких местах очень подло расставлены камеры — в конце каждой обгонной полосы, когда даже у самого законопослушного водителя скорость переваливает за 120–130 км/ч.

Автопутешествие на Кавказ: как ехать, на что смотреть и сколько это стоит
Фото: 66.RU и архив 66.RU

Обгонная полоса. Начало

Проверено лично: от Тольятти до Волгограда спид-камера ждет вас в конце каждой обгонной полосы. Иногда эта подлость дополняется другой — знаком лимита «70 км/ч» в начале обгонной полосы. Кто-то скажет «Борьба за безопасность движения». Парирую: Провокация. Такая расстановка знаков и камер автоматически подводит вас к штрафу от 1000 до 1500 ₽ за каждый обгон. Тут или не обгонять вовсе, или обгонять, жестко удерживая себя в рамках нештрафуемого порога (+20 км/ч).

Автопутешествие на Кавказ: как ехать, на что смотреть и сколько это стоит
Фото: 66.RU и архив 66.RU

Захватывающие (нет) виды Калмыкии. Точнее, один вид (вот этот) на 200–400 км пути. Такое даже лучше проходить затемно. Но там другая опасность: феньки (или какие-то другие мелкие лисы) очень любят бросаться наперерез весело летящим огонькам фар. Феньками теми усеяны все обочины. С машины — минус бампер в лучшем случае.

После Элисты — внимательно. Калмыкия непредсказуема: одна дорога может быть твердой и ровной, повернул не туда и не там — попал на сотню километров грунтовки. Перед каждой поездкой консультируюсь со ставропольскими друзьями — каких населенных пунктов держаться, чтобы гарантированно не съехать с твердого асфальта.

Автопутешествие на Кавказ: как ехать, на что смотреть и сколько это стоит
Фото: 66.RU и архив 66.RU

Когда в Калмыкии зашел не в тот поворот

В этот раз расклад такой: надо следить по указателям и держаться после Элисты на Ипатово > Ставрополь > Невинномысск > Пятигорск. Навигатор будет вести иначе — не ведитесь. По километражу он точно покажет маршрут короче, но ехать вы его будете до второго пришествия. Если вообще доедете: опыт (горький) в жанре «Пропороть два колеса в Калмыкии» у меня был, никому не желаю повторить. Такую ситуацию из плохой в совсем плохую может превратить только полное отсутствие связи, когда ни с ближайшим автосервисом связаться, ни в «Гугле» поискать ответ на типичный русский вопрос: «Что делать?».

Возможность оставаться на связи — залог успешного путешествия. И в этом смысле у абонентов сотового оператора «Мотив» есть преимущество. В поездках по России они просто выбирают сеть, к которой подключить смартфон, и остаются на связи везде, где есть покрытие хотя бы одного оператора.

Автопутешествие на Кавказ: как ехать, на что смотреть и сколько это стоит
Фото: 66.RU и архив 66.RU

Голливудские вайбы на Ставропольщине

Непосредственно Кавказ

Планировал свой маршрут, что называется, «с колес»: прямо на ходу во время привалов. Отели, достопримечательности, пути объезда — благо «4 палки» и устойчивый прием от «Мотива» позволяют. Дальше — не «Топ-5» и не «От лучшего к худшему». Просто список мест, которые обязательны к посещению. Как скопом, так и по отдельности. В принципе, ничто не мешает проскочить их все и за денек — там рисуется трип на 250–400 км (сущая мелочь, когда уже отмахал порядка 2000 км). Меня по филологической биографии тянет к лермонтовским местам. Но никого не тяну с собой.

Домбай

Горнолыжный курорт в Карачаево-Черкесии, на территории Тебердинского заповедника, актуальный и за пределами горнолыжного сезона. Весной-летом-осенью Домбай интересен как место для рафтинга, пеших и конных прогулок, езды на квадроцикле. Там много субальпийских лугов и минеральных источников, есть озера и водопады, пешеходные прогулки вокруг которых рассчитаны на 1–5 часов — если торопитесь, за день можно захватить максимум впечатлений.

Эльбрус

Стратовулкан (слоистое образование конической формы из множества слоев затвердевшей лавы) высотой 5642,7 метра. Что делает его самой высокой горной вершиной России и европейской части континента. Входит также в список высочайших вершин планеты («Семь вершин», пики обеих Америк считаются отдельно).

На седловине Эльбруса (5416 м), разделяющей его Восточную (5621 метр) и Западную (5642 метра) вершины, расположен самый высокогорный приют Кавказа. Вода, стекающая с его склонов, питает одни из наиболее крупных рек региона: Кубань, Малку и Баксан. Благодаря хорошо развитой транспортной и сопутствующей инфраструктуре, Эльбрус и прилегающие к нему районы очень популярны в рекреационном, спортивном, туристическом и альпинистском плане.

Но можно и не восходить — полюбоваться издалека, благо его много откуда видно.

Кисловодск

Расположен на юго-западе Ставропольского края, недалеко от Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, в 65 км от Эльбруса, самой высокой горы в России. Сюда приезжают погреться на солнце, которое светит 360 дней в году, надышаться горным воздухом, попить нарзан и поправить здоровье. Ценителям отечественного кинематографа Кисловодск интересен тем, что там снимали часть сцен недавнего блокбастера «Чебурашка», который собрал в прокате все миллиарды. В частности, в Кисловодске на улице Карла Маркса снята одна из открывающих сцен — с апельсиновым дождем.

Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Лермонтов

Да простят меня знатоки и местные жители, но через запятую, в одном ряду и без особого деления. Где жить и столоваться дешевле — там и задерживаться. Уровень сервиса, визуал и аттракции плюс-минус одни и те же: минеральные ванны и источники, источники и минеральные ванны. Кому-то по душе бювет № 1 источника № 4. Кому-то — другой бювет и источник. Без назначения врача и туалета в шаговой доступности (воды из источника не менее термоядерны, чем монастырский квас) злоупотреблять не советую ни тем, ни другим.

Отдельно стоит задержаться в Пятигорске, в котором люди из разных культурных пластов найдут что-то свое. Знатоки золотого века непременно посетят северо-западный склон Машука, где в 1841 году состоялась роковая дуэль Михаила Лермонтова с Николаем Мартыновым. Знатоки века куда менее золотого не пройдут мимо провала, на содержание которого собирал деньги Остап Бендер. Ценители же века совсем дубового точно вспомнят, что в «красавце-Пятигорске» вещает «СевКав-ТВ» с бессменным ведущим Жориком Вартановым.

Не то человек, не то кукуруза.

Автопутешествие на Кавказ: как ехать, на что смотреть и сколько это стоит
Фото: скрины 66.RU

Как-то так

Что по деньгам

Зависит от возможностей и запросов. Умеренная семья из 3–4 человек за 10 дней отдыха спокойно оставит на Северном Кавказе тысяч 150. Минимум. Самая ненапряжная для бюджета часть в моем случае — топливо, но я не показатель: большую часть пути еду на круизе на отметке «100». Оттого и расход 5,3—5,6 л/100 км и порядка 12 000 ₽ на топливо в один конец.

Ночевки — от 2000 ₽ за ночь. Чем ближе к центру притяжения, тем дороже. В сезон ориентироваться надо на «от 8 за ночь». Еще 690 ₽ ушло на стабильную связь: «Свой тариф» от «Мотива» (500 мин., 50 Гб + «Везде как дома»). На фоне других трат — неощутимо.

Благодаря услуге «Везде как дома» в поездках по России абоненты «Мотива» могут пользоваться минутами и трафиком из домашних пакетов. Акция «Первая поездка бесплатно» позволяет пользоваться услугой без дополнительных трат в течение первого месяца.

По кухне — рандом. На Кавказе с этим полный порядок и разнообразие: есть как пафосные рестораны, так и приличные уголки домашней кухни с нажористой шаурмой (размером с мою руку!) и харчо (порция — тазик). Особо не разгоняясь, чек может укладываться в 1200–1800 ₽ на троих (без алкоголя).

Но это пока 140-миллионная страна не ринулась по отпускам. С каждым днем цены будут подрастать, а мои майские выкладки — терять в актуальности.

Реклама. ООО «Екатеринбург-2000». motivtelecom.ru. Erid: F7NfYUJCUneLrXUXwjhC