Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Андроиды, электрокошки и слезы без дождя. Павел Матяж — о фильме «Марс Экспресс»

11 мая 2024, 12:25
Андроиды, электрокошки и слезы без дождя. Павел Матяж — о фильме «Марс Экспресс»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В российских кинотеатрах премьера авангардного французского научно-фантастического мультфильма. Для взрослых. В наличии робо-проституция, сексуальные девиации из будущего и неразрешимые морально-этические парадоксы в духе Филипа Дика и Уильяма Гибсона.

К XXIII веку человечество превратило планету в одну большую помойку. Но не перестало бухать. Главный герой «Марс Экспресса» — недавно закодировавшаяся офицересса полиции. Весь фильм она летает с заваленной мусором Земли на еще не заваленный Марс, борясь с искушением выпить.

Так же как в «Элизиуме» Нила Бломкампа, представители золотого миллиарда ничего не смогли сделать с глобальной экологической катастрофой и в конце концов просто нашли себе новую чистую планету, на которой можно мусорить еще долгие годы без особых последствий.

Оставшиеся на Земле не такие золотые миллиарды обречены на медленное умирание среди токсичных отходов. Но, чтобы как-то скрасить эти унылые дни, ведут партизанскую борьбу с марсианскими корпорациями.

Зашитая детективка со своим андроидом, в которого пересадили воспоминания погибшего несколько лет назад на войне с роботами ее бывшего напарника, направлена на Землю, чтобы пресечь деятельность одной такой партизанки. Взлом программ и компьютерное пиратство в будущем считаются тяжкими преступлениями и караются по всей строгости закона, даже несмотря на то, что государства упразднены, а полицейские функции отданы в концессию частным компаниям.

Однако параллельно происходит старое доброе убийство. Уже на респектабельном и экологически чистом Марсе. Некий мужчина, также представившийся полицейским, лишает жизни студентку местного университета и ее кибернетическую кошку. Но упускает соседку по комнате, изобретательно укрывшуюся в ванной. Дождавшись ухода киллера, девушка пускается в бега.

Это убийство и исчезновение каким-то образом оказываются связаны с подрывной деятельностью земных хакеров-антиглобалистов и ведут детективов к корпоративному заговору с далекоидущими целями. Невротической следовательнице и ее роботизированному помощнику, у которого тоже личных проблем хватает, нужно распутать клубок и постараться не спиться в процессе.

«Марсианский экспресс» напоминает весь самый крутой киберпанк разом. «Бегущий по лезвию» тут встречает «Призрака в доспехах», «Акира» обнимается с «Эон Флакс», а «Матрица» целуется с «Экзистенцией». Кроме того, это, конечно, нуар в духе черных детективов с Богартом и Бэколл.

Впрочем, дождь на Марсе не идет. В капиталистической утопии полно места и в целом довольно солнечно. Даже небо голубое, благодаря каким-то ультрапрорывным нанороботам. Но это только для того, чтобы повысить контраст между внешним и внутренним. По настроению и мироощущению в 23-м веке царят мрачные 1940-е. Герои не живут, а доживают, полные депрессивных мыслей и декадентских намерений. Людьми и даже роботами здесь движут лишь алчность, похоть и черная мизантропия, а в воздухе атмосфера упадка и разложения.

Французские аниматоры Жереми Перен и Лорен Сарфати создавали свой дебютный полнометражный мультфильм целых пять лет и за это время придумали столько всего, что легко хватило бы на серьезное телешоу серий эдак на 20. Но они спрессовали весь этот массив из синтетических проституток, электрокошек, андроидов-двойников, беспилотных автомобилей, мыслесвязи, интеллектуального шеринга (в будущем можно будет брать напрокат более прокачанные мозги), наркотиков для улучшения памяти, органических ИИ, плавающих в аквариумах с формальдегидом, и еще десятки если не сотни разных фишек в полтора часа невероятно насыщенного событиями сюжета.

«Марс» все время хочется поставить на паузу или нарезать на серии, чтобы лучше рассмотреть детали или успеть обдумать какой-то конфликт, пока его не заменили следующим. Возможно даже, это сделано сознательно. Огромный массив необработанной информации превращается в мусор, который необходимо отправить в корзину. Может быть, таким экстравагантным способом создатели мультфильма хотят заострить наше внимание на экологии? Защита окружающей среды тревожит их намного сильнее, чем искусственный интеллект, глобальные корпорации и прочие фобии, которые питают эту историю.

Да, конечно, мы все умрем от страшных болезней, придуманных алчными фармацевтами, корпорации отнимут у нас свободу, а роботы отберут рабочие места. Но намного раньше, по мнению Перена и Сарфати, нас с головой завалит отходами этого бесконечного капиталистического производства. Ведь какими бы прорывными ни были технологические достижения человечества, какими бы классными и безопасными ни были новые автомобили, какими бы умными ни были гаджеты, в конце концов, каждый из них — это просто еще один огромный кусок высокотехнологического мусора, который будет разлагаться на полигоне под названием Земля еще миллион лет или больше.

Удачного просмотра.