Очень сложно сказать, что могло не понравиться российскому Министерству культуры в британском «Министерстве неджентльменских дел». В кои-то веки самый любимый россиянами режиссер-англосакс снял фильм на самую любимую и злободневную в России тему (о войне с нацизмом). Но получил за это не всенародную любовь и бешеные деньги, а демонстративную враждебность и отзыв прокатного удостоверения. Вот уж действительно, умом Россию не понять.
Вообще в последнее время это редкость. В начале 2022 года все крупные голливудские студии, а также часть европейских и азиатских сами отказались от работы в РФ. Оставшихся было так мало, а независимый артхаус и малобюджетные ужастики, которые они привозили, были настолько безынтересны россиянам, что добавлять между ними дополнительную бюрократическую преграду просто не имело смысла.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
На этом печальном фоне регулярно поставляющий бодрый контент Гай Ричи был глотком свежего воздуха. Однако работники нашего славного Минкульта решили перекрыть российским зрителям кислород. А потом вдруг передумали. Зачем же им это понадобилось?
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Может, убивать нацистов теперь позволено только русским? Или накануне очередной годовщины победы в ВОВ властям не хотелось лишний раз напоминать россиянам, что в предыдущей войне коварные англосаксы не выступали единым фронтом с так называемым «коллективным Западом», а были нашими союзниками? А может, дело в том, что в этом кино о Второй мировой русские даже не упоминаются?
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Гай Ричи снова обошелся без наших колоритных соотечественников из КГБ или мафии. В 1942 году, о котором идет речь в фильме, ни тех ни других на туманном Альбионе еще не было и быть не могло. А британские военные уже третий год воевали с немцами.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Война шла не то чтобы очень успешно: английский экспедиционный корпус был разбит во Франции, колонии в раздрае и разорении, а немецкие подлодки топили в Атлантическом океане 50% американских поставок оружия и продовольствия, чем сильно осложняли положение королевской армии и оттягивали вступление в войну США. Все было настолько серьезно, что Уинстон Черчилль объявил о проведении специальной военной операции «Почтмейстер» с целью устроить диверсию в немецком тылу и лишить германский подводный флот снабжения.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Британского министра тут играет совершенно неузнаваемый Рори Киннир (Билл Таннер из четырех последних серий бондианы). Несколько лет назад он уже играл премьер-министра Объединенного королевства в телешоу «Черное зеркало». Но ту знаменательную сцену Гай Ричи уже цитировал в «Джентльменах», так что на этот раз обошлось без свиней. Рори изображает довольно стандартного Черчилля, солидного пожилого остряка с неизменным стаканом вискаря и сигарой.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Остальные участники спецоперации также имеют исторические прототипы и ценят хорошую шутку. И так же совершенно неузнаваемы. Но не потому, что не похожи на британских военных из 1940-х, а потому, что Ричи нанял на их роли каких-то безвестных сериальных артистов третьего ряда.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
За исключением главной звезды шоу, конечно же. Бывший супермен и ведьмак Генри Кавилл сыграл тут командира диверсантов Гаса Марч-Филлипса. Стильные пальто и шляпы, а также бурная шевелюра и дерзкие кавалерийские усы выгодно оттеняют Кавилла на фоне безликих приспешников. А еще он громче всех хохочет, широко разинув рот, и даже высовывает язык в особо радостные моменты.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Поводов для радости у него и его людей масса. И все они связаны с кровавым убийством нацистов. Убивают здесь так буднично и часто, что «Министерство неджентльменских дел» хочется сравнить с «Рембо-2» или «Коммандо». Несчастных немцев, итальянцев и испанцев два часа подряд пристреливают и взрывают, пронзают стрелами, рубят топорами, но чаще всего почему-то режут ножами. Всегда отличавшийся завидной практичностью Ричи не зря выбрал для съемок морскую локацию, иначе к концу фильма трупы бы пришлось складывать в штабеля.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
В 2020-х певец британской воровской романтики стал трудоголиком. Он выпускает по новому фильму раз в полгода, принимает заказы и от студии Уолта Диснея, и от их злейших конкурентов из Warner Bros, снимает по собственным сценариям полнометражки и сериалы, без сна, отдыха и перерывов на обед. А жанровому разнообразию материала, над которым сегодня работает Ричи, позавидовал бы сам Тарантино. Пока маэстро Квентин никак не может выбрать тему для своего финального аккорда, его британский коллега снимает музыкальные сказки и фильмы-ограбления, шпионский экшен и фэнтези, а теперь добрался и до военно-исторического кино. Впрочем, получилось в итоге тоже скорее фэнтези.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Из-за этой квазиисторичности Ричи в который раз напрашивается на сравнение с Тарантино. Это у них еще с 90-х. Тогда «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш» обвиняли в заимствованиях из «Бешеных псов» и «Криминального чтива», а сегодня, говоря о «Министерстве неджентльменских дел», невозможно не вспомнить «Бесславных ублюдков».
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Формально у этих фильмов действительно много общего. И в том и другом есть некая диверсионная группа, орудующая в фашистском тылу. И тот и другой в некоторой степени стилизованы под вестерн. Наконец, в обоих фильмах снялся немецкий актер Тиль Швайгер.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Но отличий намного больше. Замысел Тарантино был масштабнее. И дело даже не в том, что в финале своего фильма Квентин уничтожил всю верхушку Третьего рейха, а Ричи просто угнал корабль, а в том, как это было сделано, для чего и что в итоге означает.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
В «Бесславных ублюдках», помимо самих ублюдков во главе с Бредом Питтом, были две другие полноценные сюжетные линии: арка Ганса Ланды, харизматического офицера СС в исполнении великого Кристофа Вальца, получившего за эту роль премию «Оскар», и история французской подпольщицы Шошанны, в кинотеатре которой происходил сакраментальный показ пропагандистского фильма, ставшего последним для Гитлера, Геббельса и всех прочих. Несмотря на хулиганское название, «Бесславные ублюдки» были исполнены высшего гуманизма и объясняли зрителю, в чем сила искусства, буквально на пальцах — самые брутальные злодеи в современной истории оказались физически уничтожены с помощью кино.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Ричи же еле-еле справляется с единственной сюжетной линией своих британских «ублюдков». И, чтобы избавить кино от провисания, превращает каждую сцену с их участием в кровавую баню. Как в компьютерном шутере, английские головорезы идут от миссии к миссии, взрывая и сжигая все вокруг, куражатся и приплясывают вокруг гор трупов, словно дикие индейцы. Скальпы они, правда, не снимают. Зато постоянно стреляют из лука.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Это напоминает какую-то варваризированную версию не «Бесславных ублюдков» даже, а скорее «Индианы Джонса», из которого вырезали всю археологию и заменили ее анатомией. Причем сугубо мужской. Как и во всех других фильмах Гая Ричи, женщина тут всего одна, и нужна она, только чтобы подчеркнуть гетеросексуальность главных героев. Иначе это было бы какое-то садистское гей-порно.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Означает это, так же, как всегда у Гая Ричи, только одно — лондонская гопота непобедима. Участвует она в крестовых походах, мочит арабов на Ближнем Востоке, борется с коммунистами или фашистами — неважно! Пацанчики в клетчатых костюмчиках разрулят любую проблему, разведут с помощью своего цыганского кокни любого оппонента и сделают это так, что вы будете смеяться. Ну, конечно, если разделяете ричиевское чувство юмора.
Удачного просмотра.