Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«Восемь месяцев кругосветки научили терпению». Мотоциклист-путешественник — о жизни на двух колесах

17 мая 2024, 18:09
Бизнесмен Максим Привезенцев производит табак, а до этого занимался ресторанами и строительством. Раз в год он срывается с места и отправляется в большое путешествие на мотоцикле. Реально большое — за плечами предпринимателя есть и целая кругосветка протяженностью 55 тыс. километров. Сейчас в Екатеринбурге он организует мотофестиваль «Движение», который пройдет 8-9 июня. Что толкает Привезенцева недели, а то и месяцы не слезать с мотоцикла, насколько мир сейчас открыт для таких путешественников и чему могут научить дальние маршруты — он рассказал корреспонденту 66.RU.

Фестиваль музыки, спорта и мотокультуры «Движение» проводится впервые. Почему вы выбрали для него именно Екатеринбург?

— 15 лет назад я в Суздале создал фестиваль «Суздаль BLUES», чтобы привлечь в этот город людей, заставлять заехать в него. До 18-го века дорога из Москвы на Дальний Восток проходила через Суздаль, а потом ушла через Владимир и Нижний Новгород. И Суздаль остался в стороне.
Мотоделегации из Екатеринбурга и Свердловской области ездили ко мне с третьего или четвертого фестиваля.

Ребята из Екатеринбурга меня еще с кругосветки встречали. Когда в Москву уже возвращался, они мне здесь помогали мотоцикл чинить. Они и предложили мне подумать над музыкально-мотоциклетным фестивалем в Екатеринбурге.

Я каждый год для разных регионов такие концепции прописываю. Но обычно они заканчиваются на этапе «посчитали, прослезились и забыли». А здесь — я написал концепцию, в сентябре ее защитил. Руководителям региона она понравилась. Правда, напряг бюджет, потому что в Екатеринбурге люди хотят, чтобы здесь было круче, чем где бы то ни было. Но нас поддержал губернатор, мэр города. Меценаты помогли — Фонд святой Екатерины.

Эта история объединит все: мотоспорт, мотокультуру, мотовыставки, кастом. Мы изначально зашли с принципом — «уральцы для уральцев». У нас почти вся команда, которая делает фестиваль, набралась здесь. Нам хотелось сделать классный праздник для уральцев, и чтобы деньги остались тоже здесь. Команда очень классная. Мы идем семимильными шагами. Здесь никто не удивлялся, почему я с ноября начал готовить фестиваль. Не было такого, что «Подождите, он в июне, в июне и начнем готовить». Я люблю делать спокойно и заранее.

За вашими плечами огромный опыт в бизнесе, при этом в разных сферах. В какой момент в вашу жизнь пришли мотопутешествия? Зачем оно вам?

— На самом деле все, что касается увлечения мотоциклом, — это параллельная жизнь, никак не связанная с работой. Неважно, состоявшийся ты человек или нет, состарился или помолодел. Это просто одно из увлечений, которое давным-давно пришлось мне по душе. Я нашел в этом некий способ медитации, познания мира и смены рутины. Это позволяет получить какой-то глоток воздуха, менять внешние обстоятельства.


А в какой именно момент вы к этому пришли?

— Я не помню этот день. Первый мотоцикл я собрал еще в восьмом классе, живя на Сахалине. Это у меня, может, наследственное, потому что мой дедушка был мотопутешественник. Мама ездила на мотоциклах, папа ездил на мотоцикле. А вот уже прям плотно ездить на мотоцикле в режиме путешествия, когда я стал придумывать маршруты, это, наверное, где-то 2008–2009 год.

Почему именно мотоцикл? Есть ведь другие способы путешествовать. Те же машины, куда можно загрузить семью и с большим комфортом проехать те же расстояния.

— В машине вы едете в некоем аквариуме. У вас нет встречного ветра. У вас нет запахов, у вас нет этого ощущения двух колес на дороге. Это немного меняет внутреннее ощущение этой перестройки окружающего пространства.

Вы в машине ощущаете себя по-прежнему, как дома или в кабинете, в закрытой оболочке. Мотоцикл как раз открывает вам пространство.

Если изучать вашу историю путешествий, то первое, что бросается в глаза, — очень длинные и нелегкие маршруты. В чем кайф?

— Их больше, много коротких поездок. Просто я публикую маршруты, которые, на мой взгляд, достойны публикации. Большие путешествия позволяют посмотреть на те места, куда я еду, с исторической точки зрения, узнать, как они менялись. Я ищу то, что мне может быть интересно. Я долго готовлю маршруты, примерно год. А некоторые у меня лежат по несколько лет, как архив, потому что еще не совпали обстоятельства, чтобы я этот проект реализовал.

Например, в этом году у меня будет проект «Маяки Сахалина». Ему уже семь лет. Я в свободном режиме нарабатывал документы, архивы, историю каждого маяка.

Фишка больших путешествий заключается в том, что все эмоции, впечатления дня на следующий день будут стерты эмоциями, впечатлениями следующего дня. Поэтому я пишу дневники и книги, снимаю фильмы. Без этого по приезде вы сможете вспомнить только день старта и день финиша.

Сложно сейчас попасть за границу на мотоцикле?

— Пересечение границ крайне сложное. Но этот мир же большой. На сегодня у нас закрылась только часть мира. При этом у вас открыты Южная Америка, вся Азия и Восток, Индия. У меня ребята вот только-только открыли сезон. Они прокатились по Узбекистану. Великолепная была поездка. И Европа уже довольно аккуратно, но все-таки пускает. Вот у меня в конце мая будет большое путешествие по стариной дороге от Ниццы до Женевского озера через восемь альпийских вершин.

По России на сегодня маршрутов столько, что ездить — не изъездить. Мы сейчас занимаемся маршрутами Урала. Можно годы потратить здесь на путешествия. Дальше Дальний Восток. Путешествия внутри России очень интересны. Нетронутость природы, не закрашенная краской история, места, много натуральности, много честности в тех местах, которые есть в России. Надо успевать это посмотреть.

Ваше самое длинное путешествие — это кругосветка на 55 тысяч километров в 2011 году.

— Оно долго готовилось. Поездка заняла восемь месяцев. На неделю дольше, чем планировалось. Растаможка мотоциклов в разных странах задержалась. В Австралии это было, потому что там сложные санитарные нормы на ввоз мотоциклов, и в Аргентине.

Партнеру было тяжеловато, потому что если ты хочешь проехать кругосветку, ее надо ехать. Можно залипнуть где угодно — мест интересных много, людей прекрасных. Но это такая смесь спорта с путешествиями. Мне сложно спустя столько лет рассказать самое интересное. Но особенно запомнился проезд по китайской стене впервые на Harley-Davidson.

Кругосветка — это само по себе достижение. Я ехал из Москвы через Белоруссию, Украину, Турцию, вокруг Черного моря. Сейчас политики, к сожалению, создают барьеры, из-за которых этот маршрут сегодня повторить сложно. Мест красивых очень много, людей красивых и прекрасных — тоже. Мир многообразен. Надо ездить, смотреть и не замыкаться в собственной квартире, в YouTube или на экране смартфона.

Чему научила вас эта поездка?

— Терпению. Самое главное — это терпение. Я стал очень терпеливым человеком.

В среднем бюджет таких больших путешествий какой?

— У меня есть одно правило. Я рассказываю любые подробности о своем путешествии, кроме интимных и финансовых. Посчитать бюджет любого путешествия несложно. Вы же знаете количество километров, понимаете расход бензина, примерно прикинули, сколько вам нужно поесть, попить и переночевать. Минимальный бюджет посчитает любой человек, в зависимости от своих предпочтений.

Что делать, когда мотоцикл ломается где-нибудь посреди пути?

— Чинить. На самом деле любая поломка мотоциклов — это очень классная штука. Это такое приключение, которое нельзя описать никаким сценарием и подготовить заранее. Поломка мотоциклов дает возможность познакомиться с какими-то новыми местами, мастерскими, прикольными людьми. Братство мотоциклистов устроено так, что в беде вас никто никогда не бросит. Вы быстро найдете людей, увлеченных мотоциклами на этой территории. И это всегда приключения.

Можете вспомнить какую-нибудь историю, когда поломка вылилась в приключение?

— Таких историй было очень много. В той же кругосветке, когда я в пустыне Гоби в Монголии сжег сцепление. Это было накануне 9 мая. Я стоял посреди пустыни. Там нет асфальтовых дорог, там только направления. От горизонта до горизонта видно, что ездят какие-то машины. В какой-то момент остановился джип. А ближайший город был где-то в километрах 40. Водитель съездил в этот город. Понятно, что там байкеров не было, потому что пустыня, но нашел мне перевозку. А надо было дотянуть до Улан-Батора, где смогли бы заменить сцепление. И вот он приехал, привез водки, картошки, нашел водителя на Land Cruiser, в который мы наутро должны были загрузить мой мотоцикл. И мы всю ночь с ним пели песни про День Победы, пили. Он рассказывал про свою жизнь в Монголии.

Эти истории возникают каждый раз. Когда ехал из Парижа в Тобольск, узнал бесконечное множество байкеров в Германии, потому что все хотели помочь с починкой мотоцикла. С одной стороны, я потерял два дня путешествия, а с другой — я приобрел много друзей и понимание, как быстро найти деталь, которой нет в Германии.

Как формируется вот это сообщество байкеров? Кто в него попадает?

— Никаких правил не существует. Есть увлечения, есть соцсети, есть какие-то события, на которые можно приехать, повидать старых друзей, познакомиться с новыми. Вот, например, наш фестиваль «Движение».

У мотоциклистов есть такая честная вещь: если хочешь узнать человека, возьми его с собой в путешествие. По манере езды, по поведению, по отдыху после езды, ты понимаешь, готов ли впустить его в свою жизнь или нет. Человек для становится открытой книгой.

Кто входит в это сообщество? Какие это люди? Это может прозвучать стереотипно, но мне сразу представляются такие бородатые байкеры, которым уже далеко за 40 и они ищут себя. Так ли это?

— Байкерское движение — оно с очень большими предубеждениями обывателей. Это такие же разные люди. Разного социального статуса, разных жизненных позиций, политических взглядов, разного внутреннего состояния и понимания, что такое хорошо и что такое плохо. Байкерское движение где-нибудь в ЮАР, в Аргентине, в Америке и России — это слепок социума, который есть в стране. В нем разные люди.

У нас всех есть увлечение мотоциклом, и все остальное отходит на второй план. Нет смысла бодаться, у кого мотоцикл круче, у кого клуб лучше, потому что клуб — это семья.

А сообщество в России насколько развито?

— Здесь очень тонкий вопрос, потому что какая база для сравнения? Если мы сравним с Америкой, где миллионы мотоциклистов и где мотокультура развивается уже два столетия, то мы, конечно, не дотягиваем.

Но за последние лет 10 у нас эта культура очень сильно продвинулась. С каких-то совсем брутальных историй с одним-двумя фестивалями мы пришли к тому, что у нас практически каждый выходной в течение мотосезона что-то проходит: слеты, фестивали. У нас большое количество мотоклубов. Ко мне в Суздаль на кинофестиваль в прошлом году 43 клуба приехало. А 15 лет назад приехал только один.

Доступность мотоциклов есть, количество маршрутов, клубов, фестивалей растет. Я думаю, что и будет расти. Я для этого тоже немножко прилагаю усилия.

Сколько стоит увлечение мотоциклами? Входной билет в эту культуру.

— Я думаю, что входной билет на мотоцикл — это где-то от 300 тысяч рублей. За эти деньги можно взять какого-нибудь подержанного «китайца». Есть мотошколы, спортивные клубы, прокаты, где можно арендовать мотоциклы достаточно недорого или просто прийти, потренироваться. Да, это стоит денег, но у нас все стоит денег. Так жизнь устроена. Сказать, что это элитарное увлечение, нельзя.

У вас самого сколько мотоциклов?

— У меня три, и все «Харлеи». Мой кругосветный — дедушка уже, который сейчас стоит на выставке «Россия», представляет фестиваль «Суздаль BLUES» на стенде Владимирской области. У меня есть кастомный мотоцикл-боббер 2009 года. Это у меня городской мотоцикл. Пижонский, олдскульный такой, правильный. В нем нет никакой электроники. Нет ничего, кроме спидометра и лампочки расхода топлива. Есть еще Harley-Davidson Electra Glide, который переделан в Street Glide. Я на нем много путешествий сделал. Я планировал в этом году взять новый BMW, но пока что я отложил покупку — появилось несколько проектов, которые требуют затрат. Мои мотоциклы — это члены семьи.

Вы используете в путешествиях арендованные мотоциклы?

— Конечно. В Тибет, например, на своем мотоцикле не доехать. В мае я еду в Альпы. В Европу я на мотоцикле доехать не могу. Там я беру в прокат как раз тот BMW, который хотел купить. Заодно посмотрю, не ошибся ли я в своем желании.

Поэтому аренда, безусловно, очень облегчает поездки. Особенно когда едете в Чили, Аргентину или Доминикану. Туда привезти свой мотоцикл нереально. Да и не нужно. Прокаты сильно недорого выходят, по сравнению с попыткой отправить свой мотоцикл из Москвы. Интернет позволяет найти прокат мотоцикла где угодно.

Сколько времени вы посвящаете мотопутешествиям? Чем приходится жертвовать ради поездок?

— Жертвовать ничем не приходится. Я просто распределяю силы, проекты и свои возможности. В сезон это два больших путешествия: майское путешествие недельное и какое-то двух-трехнедельное в конце лета. Все вместе занимает примерно как средний летний отпуск. Нет такого, что я какой-то мотобомж — выглянуло солнце и я укатил на все лето. Есть работа, есть обязательства. Я научился это совмещать.

Но больше, чем один проект за год, реализовать невозможно. Это сильное раздвоение личности. Надо писать книги и фильмы о двух параллельных проектах. Я так не умею. Мне интересно делать один полноценный проект в сезон. Если я проехал маршрут, это же не значит, что я закончил путешествие. Нет, я продолжаю путешествовать, делая фильм и книгу. Разбираю свои заметки, черновики, фотографии. Это мое хобби, которым я занят в течение года.

И семья не возмущается?

— Моя семья относится с пониманием. Но опять же, потому что я нашел баланс, который устраивает и семью, и меня. Все счастливы и довольны. Надеюсь (смеется).

А какое у вас следующее путешествие по плану?

— «Маяки Сахалина». Оно будет состоять из двух этапов. Это большой этнографический проект. Поскольку я сам с Сахалина и у меня было путешествие от полуострова до Санкт-Петербурга на мотоциклах «Урал», мне хотелось обратить внимание на маяки, которые есть на Сахалине. Все они не в очень хорошем состоянии. Это попытка сделать красивые маршруты по маякам, привлечь внимание властей к тому, что их нужно восстанавливать.

Второй аспект — языки и жизнь коренных малых народов. Я в этом вижу некую свою миссию. С приходом бледнолицых людей на этот полуостров их жизнь сильно поменялась. Им, скажем так, непросто. Есть программа поддержки, но, по сути, один из трех языков мы уже утратили.

В сентябре мы поедем по югу Сахалина. В феврале следующего года поедем по северу — выше 50-й параллели — на сноубайках. Там болотистая местность, поэтому летом туда можно добраться только на болотоходе. Сноубайк надо популяризировать, потому что это крутейшая вещь. У нас сезон снега дольше, чем период солнца и тепла. Я хочу обратить внимание мотосообщества на передвижения на сноубайках. Это тоже моя миссия.

Анна Митчина