Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Под толстым слоем радиоактивного пепла. Павел Матяж — о сериале «Фоллаут»

15 апреля 2024, 11:18
Под толстым слоем радиоактивного пепла. Павел Матяж — о сериале «Фоллаут»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Фанаты постапокалиптики дождались. 11 апреля 2024 года американский телеканал Amazon Prime Video выкатил все восемь серий первого сезона экранизации легендарной серии игр о выживании на выжженных атомными бомбами пустошах Северной Америки. Российские пираты уже все украли и транслируют на своих ресурсах.

Громкий международный успех сиквелов «Терминатора» и «Безумного Макса» убедительно доказал, что страх перед атомной войной — универсальная штука вне зависимости от географического положения боящегося относительно железного занавеса. Чувства людей по этому поводу очень похожи и в США, и в России, и в какой-нибудь Австралии. Выпуская в 1996 году свой первый революционный Fallout, небольшая калифорнийская гейм-студия Black Isle Studios тоже рассчитывала на эти общие фобии.

Это сработало, но не на сто процентов. Fallout и особенно его продолжение Fallout-2 стали хитами, были переведены и локализованы во множестве стран и навсегда остались в коллективной памяти ценителей постапокалиптической романтики. Но не спасли своих создателей от финансового краха. В России официально игра появилась в 2006-м, через три года после того, как Black Isle Studios объявила о банкротстве. Большинство геймеров к тому времени уже на сто раз прошли Fallout-2 в пиратской озвучке партизанской студии «Черный сентябрь», характерной тем, что на заставке там вместо A kiss to build a dream on Луи Армстронга звучала песня «Дорога» группы «АукцЫон». Оптимизма будущим разрабам постапокалиптических трагедий это не добавило.

Скриншот из Fallout 2

Сегодня российские пираты уже не такие эрудированные и дерзкие. Зато быстрые. Пиратская озвучка сериала Fallout, появившегося на Prime Video 11 апреля, была готова уже 12-го. А в целом ситуация с авторским правом в РФ сейчас даже хуже, чем в 90-е. Сегодняшняя Россия — главный оплот пиратства. Тортуга XXI века, смекаешь?

Впрочем, новых правообладателей Fallout из Bethesda Game Studios не очень волновали российские корсары. У них были проблемы посерьезней. Они планировали выпустить фильм или сериал в рамках гейм-вселенной Fallout как минимум лет десять, но оказались не в состоянии даже согласовать сценарий. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда проектом заинтересовался, с одной стороны, Amazon, а с другой — творческий дуэт Джонатана Нолана и Лизы Джой. Британская супружеская пара была в поисках после краха «Мира Дикого Запада». Оказалось, что в Великобритании Fallout любят не меньше, чем в России или Америке, и кинематографическое семейство сочло за честь дать легендарной игре новую жизнь в виде сериала.

Итак, солнечная Калифорния, 2077 год. Экс-звезда Голливуда Купер Говард (Уолтон Гоггинс — «Джанго освобожденный», «Омерзительная восьмерка») в паре с несовершеннолетней дочерью подрабатывает на детском утреннике в образе карикатурного ковбоя. Он отплясывает, поет и крутит лассо в окружении двухэтажных коттеджей, зеленых лужаек и огромных кадиллаков на атомных батареях (во вселенной Fallout довоенная Америка стилизована под 1950-е).

Но не успели ковбои съесть по куску торта, как увидели циклопический атомный гриб на горизонте. Взрывная волна превратила детскую площадку в щепки. Человеческая цивилизация и большая часть живых организмов на Земле перестали существовать. Но история на этом не закончилась, а началась.

Обеспеченные американцы смогли купить себе место в подземных убежищах, разработанных военной корпорацией Vault-Tec. Менее обеспеченные умерли в страшных муках. Но не все. Самым стойким, сильным и удачливым удалось выжить в радиоактивных пустошах, дать потомство и расселиться на территории бывших США. Выжившие разделились на фракции, племена, семьи, кланы, банды, деревни, поселки и даже города-государства и принялись враждовать друг с другом за ресурсы. Еду, воду и бутылочные крышки. «Война никогда не меняется» — вот уже почти 30 лет гласит слоган вселенной Fallout.

Люси Маклин (Элла Пернелл — «Малефисента», «Дом странных детей мисс Перегрин») родилась и достигла совершеннолетия в Убежище 33. Она развивала гибкость, эмпатию и красноречие, занималась стрельбой и фехтованием, а также внимательно следила за репродуктивной функцией своего организма. Так же как несколько поколений ее предков, она с детства готовила себя к важной миссии: когда придет время — выйти и заново заселить планету.

Однако важная миссия оказывается под угрозой во время свадьбы Люси. Ритуал идет не совсем по плану и запускает цепь событий, вынуждающих бедняжку покинуть безопасное убежище и отправиться в смертельно опасное путешествие по пустошам.

Там ее уже поджидают гигантские радиоактивные тараканы, мутировавшие медведи и саламандры, бандиты, людоеды, коллекционеры органов, не очень дружелюбные мирные жители, а также рыцарь Братства Стали (это что-то вроде ЧВК Вагнера постапокалиптической Америки) и тот самый голливудский актер из 2077 года.

Максимус, впрочем, не совсем рыцарь, крутые доспехи на атомной батарее он заполучил после того, как дал умереть настоящему паладину. А Купер Говард больше не снимается в кино — радиация превратила его в гуля. За пару сотен лет он приобрел множество дурных привычек и нехороших рефлексов и бродит теперь по пустыне в образе Человека-в-черном. Только без носа.

Всем троим главным героям достается один и тот же квест — разыскать и доставить ученого из Анклава. Можно не целиком, достаточно его головы. В борьбе за этот окровавленный артефакт судьбы мрачного охотника, лжепаладина и хорошей девочки из Убежища драматически переплетутся и познакомят зрителей с причудливым миром Америки, покрытой толстым слоем радиоактивного пепла.

Непосвященным это может напомнить целый ряд проектов, которые с завидной регулярностью выходят на большие и малые экраны в последние годы. Это немного «Безумный Макс: Дорога ярости», немного Last of us, «Укрытие», «Колония», «Сотня», Sweet tooth, «Тихое место», «Ходячие», «Станция одиннадцать» и даже «ВАЛЛ·И». Все эти тридцать лет без экранизации коллеги по цеху потихоньку подтягивали и присваивали эстетику Fallout.

А посвященным очевидно, что присвоить эстетику Fallout не так-то просто. И дело тут не только в характерных комбинезонах, джазовом саундтреке, ретро-футуризме и безукоризненном графическом дизайне, но и в специфическом юморе, черном, как самая темная ночь.

Но у Нолана, Джой и команды сценаристов на этот раз была противоположная задача, и справились они с ней как никто другой. В этом шоу есть все: Луи Армстронг, Элла Фицджеральд и Нэт Кинг Кол, хромированные хвостовые плавники роскошных автомобилей, шиньоны и кринолин, ламповые телевизоры, а также двухголовые коровы, отпиленные бошки, откушенные пальцы, живой робомозг, отделенный от тела, и безумные, больные, извращенские шуточки в широчайшем ассортименте.

Британцы могли бы пойти по пути Крейга Мейзина и Last of Us и просто воспроизвести основную сюжетную линию из игры, поделить ее на серии и аккуратно покадрово переснять, стараясь не прогневать фанатов. Благо сюжетных линий за четыре основные части игры и несколько спин-оффов хватало, можно было даже повыбирать.

Но Нолан рискнул предложить боссам из «Амазона» и «Бетесды» новый сюжет. И не прогадал. Счастливые и довольные фанаты Fallout наперегонки составляют теперь таблицы и списки соответствия нового произведения канону. Получается, что хронологически события шоу происходят позже событий игр. В 2296 году, если быть точным.

Однако ребята из клана Ноланов не просто перепрошили, отретушировали пикселизированную графику из девяностых и приделали к четырем частям пятую. Они добавили «Фоллауту» кое-что от себя — фирменную антикапиталистическую конспирологию в духе «Мира Дикого Запада».

Тут можно сказать, что конспирология «Фоллаута» и без вмешательства с туманного Альбиона была довольно забористой. Злодеями тут во все времена были люди с деньгами, облеченные властью, а хорошие парни и девушки буквально щеголяли голым задом. Но в руках у талантливого британца и его команды эти разрозненные, размазанные на семь проектов тревожные мысли оформились в настоящий антиглобалистский манифест. За 28 лет вялотекущая паранойя постапокалиптической франшизы приобрела характер буйного помешательства.

Не особенно опасаясь ранить чьи-то нежные чувства и жонглируя теориями заговора самого отменного качества, Нолан разом дает ответы на все актуальные вопросы человечества. Кому может быть выгодна третья мировая война? Как радиация повлияет на курс акций? Зачем тратить деньги на продвижение конца света? Кто может быть бенефициаром полного разрушения инфраструктуры и тотального геноцида потребителей? А обоюдного атомного уничтожения?

Зрителям остается размышлять над этим в ожидании следующего сезона, который еще не начали снимать, а значит, по самым оптимистичным расчетам, он может появиться не раньше 2026 года. Будем надеяться, что мир просуществует достаточно долго.

Удачного просмотра.