Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Соединенные Штаты в огне. Павел Матяж — о фильме «Падение империи»

12 апреля 2024, 10:07
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В российских кинотеатрах официально показывают новый фильм режиссера Алекса Гарленда («Из машины», «Аннигиляция») и студии А24 о гражданской войне в Америке. В главных ролях Кирстен Данст, Вагнер Моруа и Кейли Спэни.

Фантазии пропагандистов сбываются прямо сейчас во всех кинотеатрах от Владивостока до Калининграда. Их главный враг уничтожает там себя своими собственными руками.

В недалеком, но не таком уж невероятном будущем президент США попытался изменить конституцию, чтобы пойти на третий срок. Губернаторы Калифорнии, Техаса, а чуть позднее и Флориды отказались участвовать в этом беззаконии и объявили о независимости. В ответ Пентагон направил в Даллас и Лос-Анджелес американскую армию. Те подняли национальную гвардию. Переговоры, понятное дело, зашли в тупик. И в Америке снова, как 160 лет назад, началась гражданская война.

Эту короткую историческую справку видит по телевизору матерая фоторепортерша по имени Ли (Кирстен Данст — «Меланхолия», «Человек-паук», «Интервью с вампиром»), перед тем как лечь спать в нью-йорском отеле, наводненном журналистами. Все эти ребята живут здесь уже несколько лет. Освещают самый масштабный вооруженный конфликт в истории США и вообще Северной Америки. Они носятся по континенту в поисках жареных сюжетов. Гоняют в Вашингтон и Монтану, Нью-Мехико и Аризону, Юту и Колорадо. Они повсюду, где льется кровь и гибнут люди.

В отличие от многих из них Ли здесь не на гастролях. Она американка. Но для нее это значит не так уж много. За десятки лет работы в горячих точках на Ближнем Востоке, в Европе, Азии и Африке она полностью подавила в себе верноподданнические и какие-либо другие инстинкты, кроме, может быть, охотничьих. Теракт в Сохо или танковое сражение в Западной Вирджинии, задевает ее не больше, чем война в Боснии или Сомали. Для нее это вопрос психогигиены. «Моя работа — фиксировать, а анализирует и рефлексирует зритель», — говорит она.

У Ли есть план. Завтра утром на пару с таким же прожженным циником из «Рейтерс» (Вагнер Моруа — «Наркос»), она собирается поехать в окруженный повстанческой коалицией Вашингтон, чтобы взять у бывшего гаранта конституции интервью. Вероятнее всего, последнее в жизни.

И все бы, возможно, прошло как по маслу. И Ли с чуваком из «Рейтерс» отхватили бы по Пулитцеру. Но пьяница-напарник нажрался и потащил с собой в дорогу бывалого коллегу из «того, что осталось от «Нью-Йорк Таймс» (Стивен Хендерсон — «Дюна», «Все страхи Бо», «Линкольн») и смазливую малолетку с папашиным «Никоном» (Кейли Спэни — «Присцилла»). Старика очень жалко, ведь когда-то он был великим и культовым, а малышка весь вечер набивалась в друзья к крутым журналистам, чтобы они взяли ее с собой и помогли сделать первый серьезный репортаж.

Дерзкий кавалерийский маневр превращается в семейную поездку по стране. А двое бездушных военкоров вынужденно становятся супружеской парой со стареньким отцом и пубертатной дочерью на заднем сиденье. Но ничего милого или смешного в этом путешествии не происходит. За годы гражданской войны американцы растеряли все свое былое радушие.

Журналисты учат девчонку засыпать под звуки артиллерийского обстрела и не рисковать собой понапрасну ради красивого кадра. Дают мастер-классы экстремальной фотосъемки на парковке Wallmart, разрушенной парой упавших «Черных ястребов». И искусству коммуникации с вооруженными людьми. Они теперь повсюду.

Маленькие провинциальные городки погрузились в анархию. Местные реднеки с винтовками М-16 осуществляют там правосудие, руководствуясь правом сильного. Локальные стычки между «зелеными человечками» в камуфляже без опознавательных знаков происходят практически повсеместно. Кто тут стреляет и в кого, понять решительно невозможно. Где-то эти парни довольно вежливы, охотно позволяют репортерам фотографировать себя и защищают от огня таких же парней с другой стороны, кем бы они ни были.

Но попадаются и настоящие маньяки в форме. Одного из них в коротком, но реально инфернальном камео сыграл Джесси Племонс («Во все тяжкие», «Фарго», «Убийцы цветочной луны»).

Озверевшие от крови военные довольно часто встречаются в сюжетах, которые придумывает британский режиссер и сценарист Алекс Гарленд. В «28 дней спустя» и «Пекле», написанных им для Денни Бойла, и его собственной «Аннигиляции» разные формы ПТСР являются серьезной проблемой для персонажей. Даже на фоне глобальных апокалипсисов, которые там у него творятся.

В «Падении империи» поехавших кукухой мужиков с оружием еще больше, чем раньше. И немудрено, сегодня их полным-полно и за пределами гарлендовских сюжетов.

Сценарий «Гражданской войны» (так в оригинале называется этот фильм — Civil War) был написан под впечатлением от событий 6 января 2021 года, когда сторонники Дональда Трампа, недовольные результатом выборов, захватили Капитолий. Фильм выходит накануне новых выборов, в которых снова будет участвовать Трамп. И однозначно воспринимается как предостережение. Для самых непонятливых две главные героини несколько раз повторяют в кадре: предостережение, предостережение, предостережение.

Но только не в России, нет, конечно. Для нас все эти тревожные сигналы на пару лет запоздали. По сравнению с тем, что большинство жителей РФ видит каждый вечер в выпуске новостей, фильм Алекса Гарленда не предостережение, а просто детская сказочка.

Удачного просмотра.

Павел Матяж