Самым востребованным в кинематографе наших дней является ремесло наемного убийцы. На эту тему снимают и голливудские гранды вроде Дэвида Финчера, и модные фестивальные азиаты. Киллеры орудуют и конкурируют в рамках как минимум трех многомиллионных франшиз. А количество сериалов про разнообразных ассасинов вообще не поддается никакому подсчету. Опасная профессия романтизирована и фетишизирована до всех мыслимых пределов.
Однако кровавые мальчики и девочки в основном остаются героями вымышленных историй и сокращают человеческую популяцию лишь на больших или малых экранах. В реальности человечество стремительно стареет. Прогрессирующая медицина позволяет доживать до ста лет уже не только каким-то избранным баловням судьбы из списка Forbes, но и вполне себе рядовым представителям европейского и американского среднего класса.
Благодаря успехам врачей болезненная тема синдрома Альцгеймера стала актуальна для множества людей и перекочевала из узкоспециализированных медицинских сериалов во вполне себе мейнстримное кино. Про больных разными формами деменции снимают уже не только душераздирающие драмы вроде «Отца» или «Дневника памяти». Поиск лекарства от синдрома Альцгеймера давал старт событиям фантастических экшенов «Глубокое синее море» или «Восстание планеты обезьян». Деменция непостижимым образом попала в боевики и стала основой для сюжетной коллизии таких фильмов, как Memento, «Вне себя», «21 мост» или «Флешбэк».
Именно «Флешбэк», историю о наемном убийце, теряющем память, с Лиамом Нисоном в главной роли можно назвать главным референсом «Хитмена. Последнее дело», второй режиссерской работы голливудского киноактера-тяжеловеса Майкла Китона. Сразу стоит сказать, что отсылку к «Хитмену» в названии сделал не сам Китон, а российские прокатчики. В оригинале фильм называется Knox Goes Away, в смысле «Нокс уходит».
Пожилой наемный убийца по фамилии Нокс, которого тоже играет Китон, теряет связь с реальностью. У него обнаруживают редкую, очень агрессивную форму деменции, болезнь Крейтцфельдта — Якоба. Врач сообщает ему, что счет идет буквально на недели. Через неделю он не вспомнит имена своих детей, через две уже не сможет самостоятельно водить машину, а потом забудет, как говорить, есть и дышать.
Киллер спешно приводит дела в порядок, но на его пороге неожиданно оказывается сын, с которым он не общался лет 20. Парень просит о помощи в крайне деликатном деле. За оставшиеся дни Ноксу-старшему необходимо помочь ребенку. Только очень быстро, чтобы в процессе не забыть, кто он вообще такой.
Дело осложняется тем, что забывать Ноксу действительно предстоит очень многое. Он не только служил в разведке и воевал в заливе, но и преподавал в Гарварде. У наемника два высших образования и докторская степень по английской литературе. Немногочисленные друзья и местные проститутки зовут его Аристотель. И от этого участь его еще печальней.
Одного из этих старых друганов играет другой голливудский старец, Аль Пачино. Он и в жизни на 11 лет старше своего экранного протеже, а в фильме его еще дополнительно состарили. Зачем-то. У Пачино тут каноническая «телефонная роль», характерная для многих киноактеров на пенсии. В разных сценах его персонаж говорит с кем-нибудь по мобильнику.
Но сценаристы и режиссер подошли к этому творчески. Каждый крохотный эпизод Пачино превращает в пасхалку из какого-нибудь из своих старых хитов: он возлегает тут в ванной с пеной, как в «Лице со шрамом», обожает канал «Дискавери», как в «Донни Браско», и танцует танго, как в «Запахе женщины».
Китон тоже ностальгирует, хотя рядовому кинолюбителю не так просто понять, по какому поводу. Гангстерских хитов в его фильмографии существенно меньше, чем у коллеги, а Бэтмену и Битлджусу в антураже рутинного полицейского детектива не развернуться. Если тут и есть какие-то отсылки, то только к первой режиссерской работе Майкла «Веселый господин», где Китон тоже играл наемного убийцу, только кризис у него был несколько другого рода.
Кадр из фильма «Веселый господин», режиссер Майкл Китон, 2008 год, США |
А сегодня психологические проблемы с идентичностью, своим местом в мире, вкладом в киноискусство, характерные для Китона периода «Бердмена», уступили место сложностям чисто физиологического плана. 72-летний Бэтмен немало иронизирует над этим в своем «Последнем деле». Так ли это важно, что ты оставишь после себя человечеству, если все равно не можешь вспомнить, кто все эти люди?
Удачного просмотра.