О диктаторах-мужчинах снято множество фильмов. Наверное, потому что самих диктаторов в истории человечества было очень много и все они в основном были мужчинами. Но в последнее время тренд несколько изменился. Пока только в кино, к сожалению или счастью.
В 2010-е и 2020-е увидели свет десятки фильмов и сериалов, демонстрирующих зрителям женщин во власти. С одной стороны — «Корона», «Белая королева», «Анна Болейн», «Мария Антуанетта», «Виктория», «Изабелла» и «Великолепный век» про реальных принцесс и королев. С другой — разнообразная фантастика вроде шоу «Годы» или «Не смотрите наверх», где США и Британией заправляют авторитарные лидерки.
Так же как они, Елена Вернхэм — правительница вымышленная. Вот уже восемь лет она рулит воображаемым восточно-европейским государством из стен бывшего гранд-отеля, который реквизировала под свой личный Версаль. С каждой серией Лена все сильнее теряет связь с реальностью и погружается в паранойю, в то время как экономика ее страны, построенная на экспорте кобальта и сахарной свеклы, катится в тартарары из-за тотальной и неискоренимой коррупции.
Сравнение с Путиным напрашивается. Однако нельзя сказать, что ребята из HBO выбрали своей мишенью конкретно Владимира Владировича. Шоураннер «Режима» Уилл Трейси («Меню», «Наследники») тщательно изучил лидеров XXI века. Когда Елена взывает к духу отца, также бывшего политиком, она напоминает Мари Ле-Пен, а когда говорит о любви, на деле пропагандируя среди населения ненависть к соседям, больше похожа на Дональда Трампа. От российского президента в ней, пожалуй, только забота о собственном здоровье.
HBO наняли на роль клептократки одну из самых титулованных актрис в мире. У Кейт Уинслет полный комплект всевозможных кинонаград: «Оскар», «Золотые глобусы», «Бафта» и «Грэмми». Есть две премии «Эмми» за главные роли в сериалах «Милдред Пирс» и «Мейр из Исттауна». По настроению и жанру «Режим» совсем не похож на эти душераздирающие драмы, но за эту роль ей, вероятно, выдадут третью.
Несмотря на то, что абсолютно все в сериале вертится вокруг нее, Уинслет тут не единственный главный герой. Зритель видит ее в отраженном свете, глазами приближенных. В особенности одного из них, бывшего офицера спецслужб, неожиданно получившего должность при дворе.
Своим сходством с российским лидером бельгийский актер Маттиас Схунартс частенько привлекает внимание западных продюсеров, снимающих кино о России. Он играл и капитана Колесникова в фильме про утонувшую подводную лодку, и агента КГБ в ГДР в шпионской мелодраме «Красный воробей».
Вектор его героя в «Режиме» противопоставлен линии Кейт Уинслет. Пока верховная канцлерша деградирует и сходит с ума, Схунартс возвышается. Он проходит путь от «Мясника», капрала из местного гестапо, разжалованного за зверства, до серого кардинала, главного советника правительницы, допущенного к телу за близость к «глубинному народу». Он и нашептывает начальнице про то, что надо бы пересмотреть результаты приватизации и свернуть взаимовыгодное сотрудничество с Западом.
HBO и Трейси создают пугающе актуальный нарратив, в то время как Уинслет устраивает для зрителей не менее устрашающий перформанс. Шепелявит в диалогах, фальшивит в музыкальных номерах (это, похоже, такой затейливый привет туркменбаши Бердымухамедову, обожавшему читать рэп своим избирателям) и потихоньку превращается из истерящей ипохондрички в агрессивную доминантку.
Однако у сериала есть достоинства и помимо Кейт Уинслет. В актерский состав второго плана входят Хью Грант и Андреа Райзборо, а в остроумных диалогах есть множество потрясающих новых ругательств от «хныкающей вагины» до «Богоматери сокращающегося ВВП». Хотя про вагину можно было и пожестче перевести.
Постановочный дизайн Кейва Куина создает чрезвычайно убедительный фон для истории падения империи. В какой-то момент Уинслет уносят из кадра на роскошном папамобиле. А когда распоясавшийся охранник советует повелительнице дышать над картошкой, во дворце появляются десятки золотых горшков, нагревающих циклопические груды клубней.
Все это очень смешно. Но зачастую веселит не то, как тонко голливудские сценаристы и дизайнеры познали темную сторону восточного авторитаризма, а то, насколько далеко все это от правды, насколько сильно они заблуждаются и не понимают, о чем говорят.
Отечественные сериалы «Последний министр» или даже «Домашний арест» с Павлом Деревянко были во много раз острее и точнее в деталях.
Впрочем, едва ли мы в ближайшие годы увидим новый сезон «Министра», продолжение «Ареста» или что-то еще в этом роде. Работаем с тем, что есть.
Удачного просмотра.