Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Японская «Игра престолов». Павел Матяж — о сериале «Сегун»

1 марта 2024, 15:21
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Российские пираты завладели новым телешоу от Disney и Hulu об английском шкипере, который оказывается в Японии XVII века и становится пешкой в игре могущественных местных феодалов.

Японская киноиндустрия влиятельна, разнообразна, успешна коммерчески и очень бурно развивается, но все же уступает по всем этим показателям кино американскому. На один японский фильм или сериал в год приходится два американских. Японскими кинематографистами снято множество исторических кинолент и телешоу о феодальной Японии, но за пределами Страны восходящего солнца они редко имеют большой успех. Как бы ни были круты Куросава и Китано — это зрелище для эстетов и киноманов, а вот «Последнего самурая» или «Мемуары гейши» смотрели все.

Судьба героя новейшего сериала от Disney и Hulu Джонатана Блэкторна (Космо Джарвис — «Воспитанные волками», «Аннигиляция», «Леди Макбет») во многом похожа на историю Нейтана Олгрена, которого сыграл Том Круз в фильме 2003 года. Оба оказались в плену у японского феодала, который и сам находится на волосок от смерти, оба поначалу враждуют со своим похитителем, а потом становятся союзниками. У них даже имена почему-то созвучны, хотя Блэкторн попал в Японию на 200 лет раньше Олгрена, практически случайно и вообще стал первым британцем, оказавшимся на этих островах, которые в те времена считались чуть ли не мифическими.

Есть и другие совпадения. Хироюки Санада играл в «Последнем самурае» Юдзи, одного из приближенных знатного феодала Кацумото, а в «Сегуне» его повысили, теперь он сам стал влиятельным японским лордом, который борется с коллегами из других регионов за звание сегуна. Все они пытаются использовать неожиданно появившегося иностранца, а также пушки и мушкеты с его корабля в своих целях, плетут интриги, заговоры, подсылают подметные письма, нанимают разбойников, киллеров и ниндзя.

За 20 лет изменилось и положение женщин в американских фильмах о японцах. Если в 2003-м им позволялось лишь готовить еду, стирать одежду, воспитывать детей и изредка принимать водные процедуры, чтобы дать зрителю немного легкой эротики, то в 2024-м в «Сегуне» есть и гейши, и женщины-переводчицы, и даже женщины — наемные убийцы.

Disney и ее подразделение Hulu, которое отвечает за фильмы и сериалы для недетской аудитории, явно ориентировались на HBO в плане допустимых на экране нежностей и жестокостей. Местные куртизанки не стесняются раздеваться и проявлять сексуальную креативность, а палачи лихо рубят головы, перерезают горла, топят, распинают иноземных варваров на крестах и даже варят в бочках на медленном огне. Этот лютый способ казни, кажется, впервые оказался визуализирован в мельчайших деталях.

Жанрово это тоже напоминает «Игру престолов» — скорее запутанный детектив, чем просто средневековый боевик или мистический триллер. Драконов, белых ходоков и масштабных батальных сцен с сотнями статистов с обеих сторон тут, впрочем, не будет, а вот ударов в спину, предательств, вероломных нападений и кровавых локальных стычек в небольших помещениях — сколько угодно.

Сериал также основан на историческом романе. Не таком популярном, как творчество Джорджа Р.Р. Мартина, — книгу Джеймса Клавелла не найдешь в екатеринбургских магазинах. Но не менее обстоятельном — история Джона Блэкторна рассказана в нем не менее чем на 1200 страницах.

Но диснеевцы постарались компенсировать недостаток популярности первоисточника финансово. «Сегун» — один из самых дорогих в производстве сериалов последних лет и может соперничать с такими сверхзатратными проектами, как «Властелины воздуха», «Цитадель» или «Секретное вторжение». Диснеевские мастера по реквизиту воссоздали целые средневековые японские города, а уж реконструированных исторических самурайских доспехов и кимоно для туземных красавиц вообще без счета.

За пять лет, которые уже прошли после завершения главного фэнтези-сериала современности, многие телешоу претендовали на звание новой «Игры престолов». «Кольца власти», «Колесо времени», Last of us или «Дом дракона». На их фоне у «Сегуна» достоинств уж точно не меньше.

Здесь, так же как в «Игре престолов», за нагромождением отрубленных голов и обнаженных сисек скрывается нечто большее — динамичный, детально проработанный сюжет, декорации и костюмы, на которые потрачены сотни миллионов от мышиной корпорации, и все самые популярные японские актеры современности в команде. «Сегун» убедительно доказывает, что в жанре средневекового фэнтези открыты и разыграны еще далеко не все карты, а эльфам, викингам и зомби придется потесниться ради жестоких самураев, сладострастных гейш и хитроумных гайдзинов.

Удачного просмотра.

Павел Матяж