Несмотря на неослабевающее на всех официальных информационных площадках противостояние с Америкой, НАТО и глобальным Западом, интерес российских прокатчиков, телевизионщиков и пиратов к голливудским ура-патриотическим фильмам остается стабильно высоким. Это выглядит очень странно, но большая часть американских кинокартин, которые сегодня оказываются в официальном российском прокате, — это низкобюджетные боевики про десантников, морпехов, парней из ФБР, ЦРУ или АНБ, которые мочат мусульман в пустынях Ближнего Востока или марксистов в джунглях Латинской Америки, размахивая звездно-полосатым флагом. То же самое происходит на разных РЕН-ТВ или СТС, где каждую неделю крутят или «Падение Олимпа», или «Штурм Белого дома», или «Неудержимых».
«Территория зла» в официальный российский прокат не попала, хотя могла бы. Прокатывает их не Warner bros, не Disney и не Paramaunt, а какое-то безвестное Signature Entertainment. Едва ли они настолько уверены в качестве своего продукта, что могут себе позволить игнорировать россиян, которые обожают всякое такое мочилово.
Этой неопределенной ситуацией незамедлительно воспользовались пираты и пополнили «Территорией зла» свою безразмерную фильмотеку. Так что все любители перестрелок, бомбардировок и жестоких рукопашных, которые еще не закончили празднование 23 февраля, могут подарить себе букет новых ощущений от режиссера Уильяма Юбэнка («Сигнал», «Под водой») и его актерской команды с зеленого континента.
Первые пару минут младший из австралийского актерского клана Хемсвортов (это который Лиам — «Голодные игры», «День независимости — 2», «Неудержимые-2») никак не может решить, чем бы ему позавтракать. Засахаренные хлопья или фруктовые кольца? Хлопья или кольца? Этот эпизод выглядит как рекламная интеграция Wallmart, но в РФ, где Wallmart и засахаренные хлопья не в ходу, а с выбором в целом все очень плохо, воспринимается немного неловко.
Однако суровый сержант в исполнении Майло Вентимильи («Геймер», «Сезон убийц», «Крид 2») не дает малышу поиграть в демократию. Солдаты забираются в самолет и отправляются на сверхсекретное спецзадание Пентагона в глухие филиппинские джунгли.
По дороге Лиам попадает под классический дедовский буллинг от бывалых спецназовцев, которых играют его старший брат Люк («Мир Дикого Запада») и Рики Уиттл («Американские боги»). Сначала его поднимают на смех за то, какой он юный, а потом еще и за то, что он навигатор дрона. «Рано или поздно все твои игрушки сломаются, и нам снова придется убивать друг друга по старинке», — напутствуют дембеля своего нового духа перед его первой боевой операцией.
Но на земле все оказывается наоборот. Крутые ветераны погибают в первую же минуту боя, оставляя ботаника наедине со своими гаджетами и голосом Рассела Кроу в телефоне.
Величайший из новозеландских актеров перешел из трагиков в комики уже лет десять как. Начиная с «Ноя», «Человека из стали» и «Искателя воды» 2014 года, мистер Кроу перестал самостоятельно выполнять трюки и участвовать в сложных батальных сценах и играет теперь сплошных тренеров, мудрых наставников, кабинетных работников, отцов, дедушек и греческих богов на пенсии.
Кадр из фильма «Тор-4», режиссер Тайка Вайтити, 2022 год, США |
В «Территории зла» он еще более грузный и неповоротливый, чем в фильме «За пивом!», и участвует в действии еще меньше, чем в последнем «Торе». В основном смотрит в мониторы и пьет энергетики, сидя в кресле над джойстиками и клавиатурами.
Хотя разрушения и убийства, которые Рассел из этого кресла устраивает, превосходят по масштабам многое из того, что он наворотил за годы карьеры. Несмотря на бодипозитивное телосложение и плохой характер, капитан Риппер (в смысле Потрошитель), которого он здесь играет, весьма дотошный и въедливый тип. А американская беспилотная авиация под управлением его жирных, но высокоточных пальцев, способна устроить ад на земле, расположенной за десятки тысяч километров от территории Соединенных Штатов.
За последнее десятилетие хитроумные гаджеты, роботы, нейросети и беспилотники, которые в нулевые и десятые можно было увидеть только в бондиане или кинокомиксах Marvel, докатились и до низкобюджетных боевиков. «Территория зла» присоединяется к таким проектам, как «Дрон», «Хорошее убийство» или «Всевидящее око», и ставит перед зрителем похожие вопросы. Что более этично: посылать к террористам, наркобаронам и бывшим агентам КГБ наемных убийц или атаковать их из стратосферы с помощью невидимых и недосягаемых устройств, направляемых операторами, которые при этом находятся где-нибудь в Лас-Вегасе?
У авторов «Территории зла» есть на это однозначный ответ. Они подкрепляют его зверской жестокостью местных террористов (людям тут реально крупным планом рубят головы, как на каких-нибудь снафф-видео в даркнете) и многоэтажным матом.
Этические вопросы это, конечно, не решает. А чисто кинематографические — вполне себе. Как боевик, «Территория зла» выглядит весьма убедительно. Ну, для фильма про оператора дрона, конечно. Эпические взрывы, лихие перестрелки и кровавые рукопашные схватки тут совсем чуть-чуть замедляются, только когда Рассел Кроу встает со своего кресла, чтобы сходить в супермаркет.
Решительно непонятно, почему этот безобидный по нынешним временам фильм не дошел до российского зрителя. Странные филиппинские террористы выглядят безотносительно и обтекаемо и не похожи ни на арабов, ни на латиноамериканцев, ни на северных корейцев даже. Очевидно, что это было сделано намеренно, чтоб никого не обидеть и максимально расширить потенциальный международный прокат. Однако то, что всего полгода назад удалось провернуть «Неудержимым» (Сталлоне тогда назначил врагами индонезийцев и не прогадал), оказалось не под силу продюсерам «Территории зла».
Впрочем, у теперешнего неофициального статуса фильма есть как минимум один плюс — официальные российские прокатчики ни за что бы не смогли перевести весь этот нескончаемый поток ругательств близко к тексту. Матерятся американские военные, оказывается, ничуть не хуже Евгения Пригожина.
Удачного просмотра.