Пул научно-фантастических историй об астронавтах-мужчинах, рвущихся в космос, чтобы что-нибудь там открыть, найти или отремонтировать, величественен и монументален. «Космическая одиссея 2001 года», «Интерстеллар», «Солярис», «К звездам», «Человек на Луне», «Марсианин», «Апполон-13», «Пекло», «Армагеддон», «Миссия на Марс». Список можно продолжать без конца. На что только не готовы пойти мужики, чтобы не пришлось мыть посуду, выносить мусор или ходить на школьные родительские собрания.
Кадр из фильма «Интерстеллар», режиссер Кристофер Нолан, 2014 год, США |
Однако историй о женщинах, которые решают какие-то проблемы в ходе космических полетов, ничуть не меньше. Они тоже неразрывно связаны с брошенными на произвол судьбы детьми и домашним хозяйством, пришедшим в упадок. Концептуально, на уровне подтекста и вполне буквально.
Кадр из фильма «Чужие», режиссер Джеймс Кэмерон, 1986 год, США |
Сандра Буллок в «Гравитации» мучается не столько по поводу того, что сейчас задохнется и замерзнет, сколько из-за безвременной разлуки с ребенком. Ева Грин из «Проксимы» и даже Юлия Пересильд из «Вызова» переживают ровно то же самое. Вся философия культовой мегафраншизы «Чужой» построена вокруг материнского инстинкта Эллен Рипли. Наследницы Сигурни Уивер Нуми Рапас и Кэтрин Уотерстон получают тот же конфликт между разумом и телом от сценаристов «Прометея» и «Чужого: Завет».
Кадр из фильма «Прометей», режиссер Ридли Скотт, 2012 год, США |
На уровне идеи «Созвездие» кажется продолжателем этой славной кинотрадиции. И Нуми Рапас, которая получила здесь главную роль, — явное тому подтверждение. Но не все так просто. Ведь шоураннером сериала стал Питер Харнесс («Доктор Кто», «Война миров», «Макмафия»), режиссеркой — Мишель Макларен («Игра престолов», «Мир Дикого Запада», «Во все тяжкие», «Ходячие мертвецы»), а на то, чтобы донести до зрителей свое послание, у них было целых восемь часов. И это только в первом сезоне.
Многонациональная космическая миссия на МКС терпит бедствие. На шестой секунде сверхсекретного физического эксперимента борт одного из модулей прошибает мумифицированный труп в характерном оранжевом скафандре с надписью «СССР». Командир экипажа погибает. Оставшиеся в живых британка, француженка, шведка и россиянин принимают решение покинуть станцию.
Но в «Союзе-2» есть место и запасы воздуха только для троих космонавтов. Новая командирка экипажа Нуми Рапас почти на сутки остается на МКС в одиночестве, пытаясь починить модуль «Союз-1» и не обращать внимания на оптические и слуховые галлюцинации, которые появились у нее после аварии.
Она надеется, что это просто последствия кислородного голодания. Однако после драматичного приземления в казахстанской степи галлюцинации становятся жестче. Нуми не помнит целые куски своей прежней жизни. Как небольшие и малозначительные (красного или синего цвета наша машина?), так и более серьезные (дорогая, неужели ты не помнишь, что изменила мне с директором европейского космического агентства и ушла из семьи?).
Паранойя и конспирологические теории усиливаются с каждой новой серией. Все вокруг раздваивается. У героини теперь две разные дочери, два мужа и как будто две разные жизни. Это все еще такие затейливые последствия гипоксии? А может, дело в том эксперименте на борту МКС? Или в странных красно-желтых таблетках, которые предписано пить всем космонавтам, побывавшим в невесомости? Чиновники из Центра управления полетами не торопятся раскрывать деморализованной сотруднице все свои секреты, но у каждого из них тоже обнаруживается тайный двойник.
Что вообще происходит? Все это напоминает знаменитый немецкий сериал «Тьма». Те же многозначительные флешбэки и флешфорварды, та же мрачная головоломная атмосфера всеобщего помешательства. Кругом ненадежные рассказчики и временные парадоксы. Как будто «Жену астронавта» вывернули наизнанку.
В том фильме 1999 года было про женщину, которая не узнает своего мужа-космонавта, потому что в него вселился пришелец. Сегодня Питер Харнесс и Мишель Макларен рассказывают похожую историю, только с точки зрения этого самого космонавта, который больше не муж и вообще не совсем человек, вероятно. Но только мужчин в этой итерации вообще исключили из нарратива. Вся трагедия происходит не между мужчиной и женщиной, а между мамой и дочкой, которые больше не узнают друг друга.
В отличие от своих коллег из Netflix, Amazon или Marvel, Apple не так часто радует зрителей новыми сериалами, компенсируя небольшое количество контента его отменным качеством. «Созвездие» в очередной раз доказывает, что в области научной фантастики у Apple TV+ на данный момент нет сильных конкурентов. А у любителей серьезного интеллектуального научно-фантастического кино просто нет выбора.
Удачного просмотра.