Что это еще за мадам? — вопрошают сегодня фанаты Человека-паука. Это мама Питера Паркера? Или его бабушка? Или, может, какая-то квир-версия его самого из параллельного мира? Анимационная мультвселенная «Паучьи миры» от Sony и последние мультивселенские проекты Marvel приучили своих зрителей к тому, что возможно все, любое безумие.
В восьмидесятые и девяностые Стэн Ли так удачно поторговал Питером Паркером и связанными с ним сюжетами и персонажами, что к середине 2020-х новые правообладатели нагенерили десятки, а может, и сотни альтернативных версий Паучка для своих комиксов, мультсериалов, телешоу и компьютерных игр. Если существует взрослая версия Паркера, его девчачий вариант, паук-инопланетянин, киберпанковский паук-аниме и даже мультяшная свинья в костюме паука, то почему нельзя вообразить популярного героя в теле одинокой белой женщины средних лет.
Из бесконечного количества возможностей боссы корпорации Sony выбрали почему-то именно этот, не самый очевидный, вариант. Впрочем, после кошмарных предшественников мадам Паутины в лице Морбиуса и двух Веномов это определенно шаг, если не вперед, то в каком-то другом направлении. Это что, попытка заинтересовать супергероикой домохозяек в возрасте 40+? Версия безумная, но других нет.
Героиня Дакоты Джонсон Кассандра Уэб — не сам Питер Паркер и не его мама. Ее просто тоже укусил один экзотический паук. Произошло это в 1973 году в диких перуанских джунглях, в тот момент, когда малышка Кэсси находилась еще в утробе матери.
Сам Питер тоже пока в утробе. Но в другой. «Мадам Паутина» переполнена беременными персонажами. Похоже, фертильность воспринимается группой сценаристов четвертой части Sony's Spider-Man Universe (и ладно бы только ими) как какая-то новая сверхспособность. Будущие мамочки пауков и паучих, находящиеся на разных сроках беременности, бьются со злодеями и творят чудеса для защиты своего потомства.
Главная героиня знаменитого «маминого порно» (так именовали франшизу «Пятьдесят оттенков серого» журналисты за специфическую целевую аудиторию) на этот раз стала мамой сама. Правда, скорее в духовном смысле. По ходу сюжета у Дакоты Джонсон в подчинении и обучении оказываются сразу три пубертатных подростка — будущие Женщины-паучихи.
Всего человеков-пауков в «Мадам Паутине» пятеро. Сама Дакота/Кассандра. Три ее интернациональные подопечные: белая паукесса Джулия Корнуэлл (Сидни Суини — «Эйфория», «Однажды в Голливуде»), паукесса-латино Аня Коразон (Изабела Монер — «Убийца-2», «Трансформеры: Последний рыцарь», «Дора и затерянный город») и афро-паукесса Мэтти Франклин (Селеста О’Коннор — «Охотники за привидениями: Наследники»). Кроме того, злодейский Человек-паук в исполнении французского актера алжирского происхождения Тахара Ракима (не так давно фанаты Ридли Скотта могли видеть его в эпизодической роли Поля Барраса в «Наполеоне»).
Все пятеро живут в Нью-Йорке 2003 года. Паукессы учатся в школе, Дакота работает в скорой помощи, Тахар миллиардерствует на посту главы местного технологического гиганта (да, тут помимо гендерного еще и социальный конфликт — добрые пауки-нищебродки против злого паука-олигарха). Но, помимо локации, герои оказываются связаны серией пророческих видений, которые вынуждают их бросить все свои дела и искать друг друга.
Стэн Ли не зря назвал свою героиню Кассандрой — так же как ее мифологическая троянская тезка, она обладает даром предвидения. Это непросто реализовать в боевике эффектно, но съемочная группа постаралась. Дакоту Джонсон преследуют постоянные дежавю. Со временем героиня соображает, что это не галлюцинации, а именно видения будущего, и учится ими управлять. Ну, более-менее.
У ее антипода видение только одно — каждую ночь он видит, как его убивают три женщины в латексных трико. В руках постановщиков трюков из Sony этот эпизод совсем непохож на эротическую фантазию. Но Раким наслаждается его просмотром целых тридцать лет, пока не решает избавиться от ночного кошмара, устранив его участниц в реальности.
«Мадам Паутина» в целом производит схожее впечатление. Она как дурной сон: алогична, безумна, полна нелепостей, беспомощных диалогов и дешевых спецэффектов. Сцены кажутся не связанными между собой. Ватага главных героинь то принимается плясать на столах, то попадает в ДТП, то почему-то оказывается на заброшенной фабрике фейерверков. С неба на них валятся перуанские индейцы и горящие вертолеты. Спокойно, спокойно, это просто сон.
Все обрывается на самом интересном месте, ведь это только приквел, затравка для будущих серий, в которых персонажи должны будут развить свои способности, чтобы стать полноценными сильными героинями. Джулия, Аня, Мэтти и Дакота еще ничего не умеют и только учатся использовать паучьи силы.
Но даже на этом этапе сюжет так запутан, что сразу после просмотра кажется просто необходимым включить его заново. Надо же понять, кто там с кем и зачем.
Удачного просмотра.