Мэттью Вон известен в России как муж Клаудии Шиффер и продюсер ранних фильмов Гая Ричи. В остальном мире – как основатель как минимум двух в меру успешных кинофраншиз: «Кингсмен», съемочную группу которых он возглавлял трижды, и «Пипец» – тут у Вона пока две попытки.
Однако супергероика больше не в моде, а третьих «Кингсменов» спасло от кассового провала только чудо. В третьем десятилетии XXI века Мэттью Вон и сотоварищи решили оставить эти бесперспективные вселенные и соорудить третью. С блэкджеком и всем остальным, что полагается.
Впрочем, куртизанки в наш век всеобщего сестринства, материнства и детства тоже никого не впечатляют. Остро чувствующий подобную конъюнктуру, мистер Вон добровольно подрезал себе крылья и снял фильм с детским рейтингом PG-13 (если бы «Аргайла» официально показывали в РФ, ему бы, скорее всего, присвоили 12+). Без обнаженки, крови, старого доброго ультранасилия и его фирменного шовинистского юмора. Как бы бондиану, но для девочек-подростков.
Но не все так просто. В первой же сцене местный Джеймс Бонд в исполнении Генри Кавилла флиртует с Дуа (или Дуой?) Липой и кружит красавицу в танце. Причем довольно буквально. Вертясь вокруг своей оси, Генри исполняет какую-то экстремальную поддержку, в которой его лицо оказывается напротив промежности Липы. Этот балетный кунилингус лет 40 назад придумали создатели «Голого пистолета». Хотя, если подумать, что-то подобное было и у Чаплина. Вону так нравится этот номер, что он повторяет его четыре раза. С разными участниками и участницами.
Как истинный постмодернист, Мэттью конструирует свое кино из аналогий, метафор, отсылок и пасхалок. Следующая за танцами погоня заимствована из «Спектра», с вкраплениями элементов из разных «Невыполнимых миссий», а сам сюжетный замес с макгаффином в виде флешки с архивным списком агентов – из «Скайфолла».
Однако после окончания остросюжетного эпизода выясняется, что зрители смотрят не пародию на шпионский боевик, а, скорее, пародию на пародию на него. Некую шпионскую вариацию «Романа с камнем». Или, скорее, более современный ремикс того же сюжета – «Затерянный город» с Сандрой Буллок в роли Кэтлин Тернер. Все предыдущие события оказываются плодом фантазии провинциальной официантки, возомнившей себя новым Яном Флемингом.
Сандру Буллок / Кэтлин Тернер здесь играет Брайс Даллас Ховард, которая в юности привлекла внимание самого Ларса фон Триера. Привлекла настолько, что он заменил ею Николь Кидман в «Мандерлее». Но позже Брайс несколько раз снялась у Шьямалана и покатилась. «Человек-паук-3», «Терминатор-4», «Сумерки». Сейчас она в основном составе франшизы «Мир Юрского периода».
Но главную роль она получила не за это, конечно. Ховард ведь дочка знаменитого режиссера Рона Ховарда и писательницы Шерил Элли. Вон так вдохновился ее семейной историей, что включил клан Ховардов в своего «Аргайла». Инфернальную вариацию контролирующей свою непутевую сорокалетнюю дочь мамаши играет заслуженная американская актриса Кэтрин О’Хара, а властный папа тут выглядит как Брайан Крэнстон.
Хотя, возможно, Ховарды тут вообще ни при чем, а участие малышки Брайс – это как раз привет Шьямалану. Сюжетных твистов, разворачивающих сюжет на 180 градусов, тут будет столько, что Найту и не снилось. Социопатичная писательница проваливается в сюжет собственного шпионского романа, а потом вываливается из него обратно. И так несколько раз. Все более и более диким и неправдоподобным образом.
Молодого Майкла Дугласа тут играют сразу две звезды Голливуда. Так же было в «Затерянном городе», когда влажную фантазию всех женщин на Земле воплощал Брэд Питт с дредами, а его комедийную вариацию – Ченнинг Татум. В «Аргайле» Вон еще сильнее заострил этот момент. В противовес Кавиллу, этому идеальному рыцарю-мачо из женских романов, тут цинично-саркастический Сэм Рокуэлл – этакий Джеймс Бонд курильщика, шпион, которого ты заслужила.
Особенно забавно выглядят сцены, когда Кавилл и Рокуэлл синхронно выполняют одни те же трюки (включая балетный кунилингус), и зрители видят один и тот же эпизод дважды – сначала в фантазиях техасской писательницы, а потом как бы офлайн, без применения приложения дополнительной реальности.
Остальным участникам суперзвездного каста «Аргайла» повезло меньше. Сэмюэл Л. Джексон, София Бутелла и Джон Сина являются тут в ярких нарядах и эксцентрических камео, но всех их и по количеству экранного времени, и по степени участия в действии затмевает вислоухий шотландец Альфи, которого сыграл кот Клаудии Шиффер Чип. У него, между прочим, 13 тысяч подписчиков в одной экстремистской социальной сети, которую нельзя называть.
Казалось бы, супертрендовая история, ласкающая разом сразу все чакры современного феминистского дискурса. Сильная главная героиня с неидеальной фигурой два часа подряд решает проблемы человечества. Все главные артисты Голливуда у нее на подпевках. Вдобавок весь вечер на арене милейший кот, который тут разве что не говорит, а иначе его пришлось бы номинировать на «Оскар».
Сюжетная интрига закручена до всех мыслимых пределов. И, конечно же, это все про любовь, а не про шпионов. Так что же и в какой момент пошло не так? Почему американская пресса обрушила на «Аргайла» такой шквал гнилых помидоров, что на Rotten Tomatoes у него еле-еле набралось 30% свежести?
Возможно, все дело в том, что язвительные критикессы из «Нью-Йорк» и «Лос-Анджелес Таймс» просто не поверили Вону. И поняли, что Мэттью не перековался в защитника прав женщин, а опять притворяется, продолжая высмеивать феминистские клише, как было в «Кингсменах» и «Пипцах». Инфантильная литераторка с дебильным котом – злая карикатура на всех современных авторок фанфиков про вампиров и Гарри Стайлзов. Подмигивающий и пританцовывающий Кавилл – откровенное издевательство над его собственным сценическим образом. Не Супермен и Ведьмак в одном лице, а какой-то жиголо, Артур Пирожков в роли Артура Пирожкова.
Хотя, скорее всего, все дело в его прическе. Идиотский ежик, который соорудили у Кавилла на голове стилисты «Аргайла», перевешивает даже его стриптизерские усы из предпоследней «Невыполнимой миссии». За такое никаких помидоров не жалко.
Удачного просмотра.