Довольно скоро классические голливудские нуары «Мальтийский сокол», «Глубокий сон», «Целуй меня насмерть», «Из прошлого», «Бульвар Сансет» и другие начнут отмечать столетние юбилеи. Их время ушло так давно, что, кажется, никогда и не наступало. Все это не смотрели даже бабушки и дедушки. Особенно в России.
Но в Лос-Анджелесе еще чтут старые традиции. И «черные» фильмы (от французского noir, а не то, что вы подумали) время от времени появляются в кино и на телевидении. HBO оживили Перри Мейсона, телеканал Epix снял очень стильный ретро-сериал про молодость Пенниуорта, а режиссер Нил Джордан в 2022 году сделал фильм о новых приключениях частного детектива Филипа Марлоу. С Лиамом Нисоном, к сожалению.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Марлоу», режиссер Нил Джордан, США, 2022 год |
Но боссы телеканала AMC решили пойти еще дальше. Припасть к самым что ни на есть истокам жанра. И замахнулись на Сэма Спэйда, первого из «крутых детективов» американского писателя Дэшила Хэммета, которого в 1941 году играл Богарт.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Мальтийский сокол», режиссер Джон Хьюстон, США, 1941 год |
К счастью, они не стали привлекать для этой работы Нисона или Стейтема и кого-нибудь еще из команды неудержимых ветеранов Сильвестра Сталлоне. А остановились на Клайве Оуэне. Британский театральный актер играл и в боевиках, но больше запомнился ролями в разных неонуарах нулевых и десятых («Город грехов», «Дитя человеческое», «Интернэшнл», «Анон»). Сейчас ему уже за 60, он начал благородно стариться и вполне мог бы изобразить Хамфри Богарта в том возрасте и в те времена, до которых самому Богги было дожить не суждено.
Конец 1950-х. Легендарный частный детектив в плаще и фетровой шляпе привозит во французскую деревушку маленькую девочку. Ее мать умерла, а Спэйд, выполняя обещание, данное покойнице, доставляет ее дочь к родственникам. Те, однако, малышке совсем не рады, отказываются говорить по-английски и при первой же возможности хватаются за оружие, чем ставят крутого сыщика в неловкое положение.
Привыкший к нью-йоркскому смогу и урбанистическому виду Сэм и без того чувствует себя не в своей тарелке на фоне ярко-голубого неба, пасторалей с крестьянскими усадьбами, яблоневыми садами и виноградниками. Только наступившая ночь и очень своевременный проливной дождь помогают герою прийти в себя и найти выход из ситуации.
Женщины, доставившие Спэйду столько неприятностей в прошлой жизни, неожиданно приходят детективу на выручку. Девочку пригрели монахини из местного монастыря, а самого американского сыщика — красотка-вдова бывшего нацистского преступника. Прожженный циник, скептик, мизантроп и пессимист так ошарашен этими обстоятельствами, что остается жить во Франции.
Основные события стартуют через восемь лет после того, как Спэйд окончательно освоился с тем, что его называют monsieur, научился переваривать местную кухню и рано ложиться спать. Массовое убийство монахинь из того самого гостеприимного монастыря разрушает наладившуюся было жизнь бывшего детектива, заставляют его вернуться с пенсии и снова нарядиться в плащ и шляпу.
Конечно, продюсеры «Месье Спэйда» Скотт Фрэнк, Том Фонтана и Барри Левинсон не случайно отправили своего героя доживать последние дни во Франции. Ведь это не только страна пенсионеров, но и родина детективного жанра. Здесь появился первый частный детектив в литературе Огюст Дюпен из рассказов По и прототипы фильмов в жанре нуар. Спэйд подыскивает себе место на кладбище именно там, где когда-то началась его история. Концептуально, не правда ли?
Впрочем, рискованно это в не меньшей степени. Несмотря на все исторические параллели и общую ДНК с фильмами Мельвиля, картинка выглядит уж очень нетипично для нуара. Все это чересчур ярко, чересчур цветасто, слишком открыточно. А где же ночь и дождь над царством стекла и бетона?
Сюжетная интрига также выбивается из ряда коррупционных преступлений, замаскированных под преступления на почве страсти с помощью хитроумной уловки с двойниками, пластическими операциями и прочими характерными признаками обычного богобоязненного нуара. Тут между преступником и детективом недвусмысленно встает религия. А сама завязка с ритуальным убийством монахинь смахивает то на «Багровые реки 2», то на «Однажды в Марселе».
Одним словом, те, кто ждал от реанимации Сэма Спэйда чего-то вроде «Города грехов», наверняка будут разочарованы. Вот только непохоже, что шоураннеры хотя бы немного рассчитывали на фанатов комиксов. «Месье Спэйд» – редкий для XXI века пример истории, написанной для серьезной взрослой эрудированной аудитории. Это хорошо заметно по тому, как герои говорят, как не церемонятся ни друг с другом, ни со зрителями. Не диалоги, а нескончаемые саркастические перепалки, как будто их придумали в 1940-е, когда всем вокруг можно было пить, курить, обсуждать политику, экономику и папу римского, не боясь отмен или арестов.
Если это каким-то чудом сработает и «Месье Спэйд» станет хитом, началом прекрасной дружбы между пещерным шовинистом из прошлого тысячелетия и современным зрителем, застрявшим между «Словом пацана» и «Бриджертонами», первый сезон будут потом вспоминать как легендарный. Все критики напишут, какая это была прекрасная идея отправить героя нуара в свое первое путешествие на родину нуара.
А если не сработает, будет еще лучше. Ведь канонический нуар просто не может закончиться хорошо. Тут не предусмотрены счастливый финал, коммерческий успех, слава, поклонницы, жизнеутверждающая развязка. Так пусть Сэм Спэйд бесследно и бесславно растворится в череде бессмысленных сериалов, не оставив у своих безжалостных зрителей даже воспоминаний.
Удачного просмотра.