Десять лет назад, перед выходом первого сезона «Настоящего детектива», над кастингом предстоящего сериала не издевался только ленивый. Мэттью Макконахи? В роли полицейского из Луизианы? В жестком мистическом триллере? Ну не смешите меня. Да кого этот розовощекий купидончик, который снимался с Дженнифер Лопес, может сыграть в брутальном детективе про южные штаты? Это же невозможно будет смотреть, он запорет своей слащавой физиономией все, что только можно.
Все эти скептики были посрамлены и уничтожены уже через десять минут первой серии. Худой как щепка, заросший и пропитый, абсолютно охреневший от наркоты бывший сыщик Раст Коул произносил монологи запредельной крутизны и превратил Макконахи в крупнейшую звезду Голливуда 2010-х. Хотя после такого сногсшибательного перформанса Мэттью мог вообще уже ничего не играть, отправиться на пенсию и наслаждаться богатством и славой.
Десять лет спустя вокруг «Настоящего детектива» сложилась диаметрально противоположная ситуация. На главную роль в четвертом сезоне приглашена Джоди Фостер, звезда величайшего триллера всех времен «Молчание ягнят». Это кастинговое решение кажется идеальным, беспроигрышным, правильным на 200%. Сложно представить на ее месте кого-то другого. Кто из современных голливудских актрис лучше подошел бы на роль пожилой офицерессы полиции, расследующей леденящее кровь преступление в самой северной точке США? Разве что Фрэнсис Макдорманд.
Но за заслуженную актрису все равно страшновато. «Настоящий детектив» уже далеко не тот, что раньше. Во втором и третьем сезонах шоураннер и сценарист Ник Пиццолато пытался создавать похожих на Раста Коула депрессивных социопатов. Их играли оскароносные звезды первой величины. Но до гениального персонажа Макконахи не дотянулся никто.
Разочарованный чередой поражений Пиццолато покинул пост руководителя проекта. Его место заняла мексиканская продюсерка и режиссерка Исса Лопес, известная тем, что сняла ужастик «Тигры не боятся», который за пределами Мексики мало кто видел. Исса отправилась снимать в Исландию и взяла с собой Джона Хоукса, Фиону Шоу, Кристофера Экклстона и двукратную чемпионку мира по боксу Кали Рейс, которая с недавнего времени переквалифицировалась в актрисы. Похоже, что Джоди Фостер для HBO — последняя надежда. Так что держим кулачки, или как там говорят.
Постаревшая и разжалованная из ФБР Кларисса Старлинг дорабатывает последние годы перед пенсией на Аляске в полиции вымышленного моногородка Эннис, построенного вокруг какой-то страшно вредной для экологии шахты. По сценарию ее зовут Лиз Денверс, но кого она обманывает. Мисс Фостер обожает сквернословить, выпивать, спать с чужими мужьями и помыкать подчиненными.
Она бы с удовольствием продолжила орать на всех вокруг, бухать и материться, но незадолго до Рождества, в первый же день полярной ночи, на местной исследовательской станции случается ЧП. Шестеро ученых, весь научный коллектив, бесследно исчезают, оставив недоеденные бутерброды, открытое пиво, включенный свет и телевизор, а также отрезанный язык какой-то неизвестной эскимоски на полу.
Местные индейцы, включая бывшую напарницу Лиз/Клариссы Эванджелин Наварро, тревожно перешептываются – у них есть очень подходящая к случаю хтоническая легенда про снежную королеву, злую богиню, демоницу, ведьму или что-то в этом роде. Из тундры в город приходит одноглазая белая медведица, северные олени совершают массовые самоубийства, а из всех динамиков завывает похоронная песня из репертуара Билли Айлиш.
Это напоминает все самые мрачные снежные истории разом. С научно-исследовательской станции из «Нечто» исчезают все люди, как в «Перевале Дятлова», и, так же как в «Ветреной реке», как-то во всем этом замешаны инуиты и их злобные древние боги. Сценарий, может быть, и не блещет какой-то запредельной оригинальностью, но нагоняет жути вполне профессионально. Тьма сгущается, а температура понижается.
Актеры жгут, несмотря на лютый мороз. Шоу с непроницаемым лицом выпускает кишки полярному волку, Хоукс цитирует сам себя из «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури», а Райс невероятно органична в роли женщины-инуитки, несмотря на то, что она из Массачусетса и, скорее, чероки или нимпуки.
Но Джоди Фостер все равно недосягаема, это просто какой-то другой уровень. За неимением в сценарии Ганнибала Лектора она изобразила его сама. Противоречивую антигероиню с очень сомнительными моральными установками. Не такую красноречивую только.
Впрочем, по итогам первой серии, доступной на сегодняшний день российским пользователям пиратских стриминговых сервисов, масштаб и противоречивость ее личности, так же как масштаб истории и ее связь с предыдущими частями «Настоящего детектива», не вполне понятны. Очевидно только, что на этот раз это точно не связано с педофилами и любителями массовых оргий.
На уровне первой серии четвертая часть «Настоящего детектива» выглядит как антитеза первой. Будто та же история, только вывернутая наизнанку. Вместо удушающей жары луизианских болот — леденящая кровь полярная ночь. Язычество вместо христианства. Женщины вместо мужчин. Вместо южной готики – северная.
На американских критиков, которые, в отличие от наших, уже посмотрели все шесть серий, это произвело очень хорошее впечатление. «Детектив» хвалят, а на rotten tomatoes рейтинг у него даже больше, чем у первого сезона. Правда, только на 1% — 92 против 91.
Удачного просмотра.