Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Идиоты делают Америку великой опять. Павел Матяж — о новом сезоне «Фарго»

24 ноября 2023, 18:48
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Российские пираты завладели пятым сезоном криминальной антологии имени братьев Коэнов, которая уже десятый год препарирует нравы американской провинции. На этот раз действие возвращается на родину оригинального фильма 1996 года, в промерзшие степи Миннесоты и Северной Дакоты.

«Фарго» обычно долго запрягает. И легендарный фильм Коэнов и большая часть пилотных эпизодов телешоу, также получившего за все эти годы культовый статус, сперва дают зрителю погрузиться в атмосферу. Проводят его по безжизненным депрессивным пейзажам и знакомят с мрачными молчаливыми социопатами, населяющими их. А уж потом, спустя минут 15–20, обозначают какой-нибудь конфликт и начинают действовать.

Но в пятом сезоне бессменный шоураннер «Фарго» Ной Хоули нарушает эту традицию и берет с места в карьер. Шоу начинается массовой дракой на школьном собрании. Родители и преподаватели учеников обыкновенной провинциальной средней школы внезапно впадают в бешенство и начинают крушить актовый зал и избивать своих соседей по родительскому чату.

Добропорядочная мать семейства Дороти (Джуно Темпл — «Киллер Джо», «Оторва», «Дрянная девчонка») пытается вытащить дочь из этой неожиданной переделки, но несколько перегибает палку. Точнее, шокер. Удар током офицера местной полиции классифицируется как нападение на представителя власти. Так что в следующей сцене Дороти отвозят в участок и оформляют по всей форме: анфас, профиль, отпечатки пальцев. «Куда мир катится», — философски замечает офицересса полиции индийского происхождения Индира Олмстед (Рича Мурджани — «Морская полиция: Лос-Анджелес», «911 служба спасения»), заковывая миниатюрную домохозяйку в наручники.

Законы штата Миннесота оказываются намного более мягкими, чем в Москве, Казани или Улан-Удэ. Уже на следующий день отчаянная домохозяйка возвращается на любимую кухню к оладьям и блинчикам. Однако ее отпечатки, попавшие в полицейскую картотеку, запускают цепь событий и радикальным образом меняют жизнь множества честных и не очень американских налогоплательщиков.

В пятом сезоне, посвященном трампистской Америке 2019 года, Ной Хоули добавляет в коэновский паноптикум идиотов еще несколько колоритных персонажей. В первую очередь шерифа Роя Тиллмана. Служитель закона из Северной Дакоты в исполнении Джона Хэмма («Безумцы», «Благие знамения», «Запрещенный прием») вершит правосудие в своем штате в строгом соответствии с библейскими заповедями, носит пирсинг в виде лошадиных подков в обоих сосках и не снимает ковбойскую шляпу даже в ванной.

У него на подхвате старший сын Гатор (Джо Кири — «Очень странные дела», «Главный герой»), маниакально привязанный к электронной сигарете. А также два канонических киллера-идиота.

Не обошлось и без традиционной для коэновских фильмов левацкой критики проклятых буржуев. На этот раз звериный оскал капитализма изобразила Дженнифер Джейсон Ли («Омерзительная восьмерка»). В ее коллекторскую империю входит инфернальный одноглазый адвокат (Дэйв Фоли — «Взрыв из прошлого») и бесполезный, но любимый сын (Дэвид Рисдал — «Оппенгеймер»).

После путешествия во времени и пространстве в негритянский Канзас-Сити 1950-х, «Фарго» возвращается домой. К радости своих хмурых почитателей. Пятый сезон происходит практически в то же время и на том же месте, что и первый.

Вернулись и стереотипные для фильмов Фоули и Коэнов противоречия и конфликты. Тут будет демонический агент хаоса, несколько брутальных сильных женщин, тупые федералы, хорошие копы, нестандартно ведущие себя жертвы похищения, дробилки для дерева, летающие тарелки, бездны сарказма и юмора, черного, как самая темная ночь.

Новинкой пятого сезона стал резкий наезд на консерваторов и прочих радикалов патриархального толка. Если раньше Коэны и их падаван Фоули критиковали в основном предпринимателей и их отсутствующие моральные принципы, то на этот раз они развернулись на 180 градусов и обрушились на тех, в ком эти самые принципы проявились слишком сильно — защитников традиционной нравственности, расистов, гомофобов и рэднеков из национальной стрелковой ассоциации США.

Идиоты всегда были главным объектом насмешек и источником иронии во вселенной братьев Коэнов. И десятилетия назад, во времена оригинального «Фарго», и в «Балладе Бастера Скраггса», которым братья завершили свое славное совместное творчество. Но, похоже, сегодня Коэнов и их наследника Ноя Фоули тревожит не наличие в Америке идиотов, а их политические пристрастия. Четыре года правления Дональда Трампа не прошли для голливудских интеллектуалов бесследно. Теперь они решили пригвоздить всех тех, кто голосовал за республиканцев тогда и намерен вернуть им былое величие в 2024-м.

Удачного просмотра.

Павел Матяж