Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Когда был Сноу маленький, с кудрявой головой. Павел Матяж — о приквеле «Голодных игр»

20 ноября 2023, 12:48
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Российские пираты завладели «Балладой о певчих птицах и змеях», фильме-приквеле хитовой подростковой антиутопии, о становлении главного злодея франшизы Кориолана Сноу. В роли антигероя — Том Блит.

Фильмов о диктаторах великое множество. Гитлер и Сталин, Калигула и Нерон, Чингисхан и Иван Грозный, Пиночет и Салазар, Чаушеску и Хусейн, Ким Ир Сен и Ким Чен Ын, Иди Амин, Пол Пот и прочие десятки раз становились героями художественных фильмов. А уж сколько существует фильмов о дьяволе — не сосчитать. Не бывает сказок без старого доброго злодея.

Однако настоящее становление, детство тирана, его школьные, студенческие годы, первую любовь осмеливаются визуализировать немногие. В 2004 году после выхода на экраны фильма «Бункер» режиссера Оливера Хиршбигеля обвиняли в очеловечивании зла. Хотя Гитлер там у него буквально доживает последние дни и про его детские годы нет ни слова.

В общем, снимать слишком подробные фильмы про подобных упырей, пытаться на полном серьезе погружаться в хитросплетения их черной души, искать там что-то светлое, какие-то истоки и оправдания считается немножко зашкварно.

Когда был Сноу маленький, с кудрявой головой. Павел Матяж — о приквеле «Голодных игр»
Фото: © 66.RU

Но американская писательница Сьюзен Коллинз, авторка литературного первоисточника «Голодных игр», оказалась хладнокровнее многих. В 2020 году она написала роман-приквел о детстве и юности своего главного антагониста, бессменного президента Капитолия, кровавого диктатора, садиста и маньяка Кориолана Сноу. А продюсеры студии Lionsgate и бессменный режиссер франшизы «Голодные игры» Фрэнсис Лоуренс практически по горячим следам сняли художественный фильм про юность тирана.

Действие стартует за 65 лет до событий оригинальной тетралогии. Девятнадцатилетний белокурый красавец Кориолан Сноу, лучший студент Академии Капитолия, голодает в столице фашистского государства. Может, поэтому все это потом назвали «Голодные игры»?

Вместе с Кориоланом голодают его сестра и бабушка. Сноу — серьезная аристократическая фамилия с давними традициями, но после смерти отца, генерала Красса Сноу, у них наступили тяжелые времена. И пока сестренка Тигрис варит в кастрюльке картофельные очистки, а патриотическая бабуля распевает гимн Панема, Кориолан прикладывает все силы, чтобы добиться стипендии Плинта, престижного гранта, выдаваемого раз в году лучшему студенту Академии.

Его амбиции вполне оправданны, но местный декан Дин Каска Хайботтом (Питер Динклейдж в своем излюбленном амплуа порочного чиновника) внезапно меняет правила игры. Теперь чтобы получить стипендию, студенты должны стать менторами трибутов Голодных игр — садистских гладиаторских боев, которые в этом году отмечают десятилетний юбилей.

С одной стороны, идея странная — как и чем мажоры из столичной Академии госслужбы могут быть полезны бедным неграмотным детям из глухой провинции, которых привезли на страшную публичную казнь? Чему они могут их научить, в чем может заключаться их менторство? Они представления не имеют о том, как выживать или драться, не могут достать своим подопечным оружие, не могут даже морально подготовить их к неминуемой и очень скорой смерти. Они не мастера единоборств, не психологи, не священники, а будущие чиновники и бюрократы.

Но из этого противоречия, вопреки вероятности, возникает любовь. Дин Каска Хайботтом распределяет к Кориолану Люси Грэй, дерзкую певицу из дистрикта 12. Ее играет оскароносная Рэйчел Зеглер, которой теперь, видимо, до конца жизни придется петь в кино.

В отличие от бывалой охотницы Китнесс Эвердин из оригинальных «Голодных игр», Люси совершенно не подготовлена к смертельным рукопашным схваткам на арене. Однако во время церемонии жатвы красотка исполняет эффектный музыкальный номер перед своими мучителями-миротворцами, а под конец советует Капитолию «поцеловать ее в задницу».

Креативный и прогрессивный Кориолан видит в этом возможность. Он убежден, что Голодным играм как раз не хватает хорошего шоу. Да и задница у Рэйчел вполне себе. Так голодающий столичный карьерист и отчаянная провинциалка на пороге смерти образуют творческий тандем. И, конечно же, влюбляются друг в друга.

Подобная прямолинейность может оттолкнуть взыскательную публику, ценителей серьезных фильмов о диктаторах. Но не стоит забывать о том, что аудитория «Голодных игр» – это в основном подростки.

В качестве референса больше подходит трилогия приквелов «Звездных войн». Политический детектив, мелодрама и рыцарский роман о становлении Дарта Вейдера. Бедного Энакина Скайуокера тоже подтолкнула на темную сторону пылкая влюбленность.

Вот только продюсеры не дали Кориолану и Люси столько же возможностей для демонстрации своих чувств. Роман Энакина и Падме развивался на протяжении восьми часов и трех фильмов. У влюбленных из антиутопических Соединенных Штатов почти в четыре раза меньше времени.

Впрочем, «Голодные игры: Баллада о певчих птицах и змеях» не лишены достоинств. Продюсерам удалось собрать прекрасную актерскую команду. Том Блит великолепен в роли молодого Сноу. Напоминает Ричарда Гранта или даже Боба Гелдофа (Пинк из фильма «Пинк Флойд: Стена») в юности. Отличное кастинговое решение.

А Виола Дэвис безукоризненно исполнила короткую, но очень важную роль наставницы будущего диктатора, инфернальную распорядительницу Голодных игр Волумнию Галл. Вот, оказывается, кто научил его всему — безумная негритянка с разноцветным афро, один глаз голубой, другой карий. Экзальтированная топ-менеджерица выводит новые породы ядовитых змей, ставит эксперименты над сойками-пересмешницами, иногда шутки ради травит случайных посетителей.

Многочисленные пасхалки и отсылки к оригинальной трилогии, вероятно, порадуют фанатов. Поскольку хронологически все происходит в другую историческую эпоху, за 65 лет до событий основного сюжета, все наполнено любопытными стилизациями — ламповые телевизоры, дисковые телефоны, ретро-автомобили. Одеты все в какой-то винтаж.

Но, несмотря на небезынтересные детали, в целом новые «Голодные игры» страдают от неубедительного, совершенно недраматичного сценария. Авторам так и не удалось раскрыть секрет того, что формирует диктаторов: генетика, дурное воспитание или недостаток калорий. История о том, как любящий брат и внук, прилежный ученик, творческий нестандартный подросток и пылкий любовник превратился в маньяка и садиста, так и осталась тайной.

Более того, не происходит и самого превращения. Как таковых страшных злодеяний вроде убийств Энакином юнлингов в Храме Джедаев Кориолан так и не совершает.

Возможно, ему просто не хватило времени на брутальные массовые зверства. Что ни говори, а геноцид — довольно утомительное занятие. В таком случае у авторов новых «Голодных игр» наверняка есть в запасе еще пара сотен страниц сценария и горячее желание продолжать свое садистское шоу вечно.

Удачного просмотра.

Павел Матяж