«Больше всего я хочу, чтобы Диана как можно скорее упокоилась с миром», — говорит Елизавета одному из подчиненных минут через 15 после начала первой серии. По-английски это звучит даже более конкретно и устрашающе. Имельда Стонтон, британская актриса, командор ордена Британской империи и исполнительница роли королевы Англии в пятом и шестом сезоне «Короны», со значением, отчетливо артикулируя все звуки, произносит «rest in peace».
В англоязычных странах эта фраза чаще применяется в виде аббревиатуры «RIP» или «R.I.P.» на надгробиях, в извещениях о смерти, а также при упоминании о недавно умерших. Две серии спустя принцесса Диана, молодая, здоровая женщина в полном расцвете сил, внезапно разбивается насмерть во всем известной автокатастрофе в центре Парижа.
Неужели создатели сериала «Корона» намекают на то, что королева Елизавета приказала убить принцессу Диану? В любом другом фильме о любом другом монархе, политике или просто влиятельном человеке это просто невозможно было бы интерпретировать иначе.
В любом другом, кроме «Короны», конечно. Сегодня, 26 лет спустя, никто толком не может сказать, что именно случилось в том злосчастном тоннеле. В разные годы разные люди, в основном безутешный отец Доди Аль-Файеда Мохаммед, подозревали в причастности к случившемуся королевскую секретную службу, агентов МИ-6 и британских военных. Но в списке подозреваемых бессменного шоураннера «Короны» Питера Моргана нет Лилибет или ее мужа герцога Эдинбургского. Пока нет. Возможно, что-нибудь изменится в оставленных на зиму сериях.
Гибели Дианы полностью посвящены первые четыре серии шестого сезона. Что она делала, с кем встречалась, куда ездила и зачем, как попрощалась со своими мальчиками.
Прыгая в воду с гигантской яхты Аль-Файедов, Элизабет Дебики дублирует собственную роль в нолановском «Доводе». Только купальник был другого цвета. Там у нее все тоже сложилось не совсем удачно. Но не до такой степени.
Предзнаменования неизбежного преследуют обреченную принцессу. Папарацци кружат вокруг, как стервятники. Чтобы подчеркнуть этот момент, создатели «Короны» даже вставляют во вторую серию псеводокументальный фильм о фотографе, который смог снять скандальный поцелуй леди Дианы и Доди Аль-Файеда и получил за это едва ли не миллион долларов. Эти космические суммы муссировали тогда все. СМИ устроили на королевскую семью настоящую охоту. Впрочем, в решающий момент, перед концом, репортеры отстают от машины Дианы. Мерседес-Бенц S280 въезжает в тоннель Альма по пустой дороге, в полном одиночестве.
Морган поступает похожим образом. Он разбирает последний день Дианы буквально по минутам, однако когда доходит до главного, неожиданно отстраняется и уходит в глухую несознанку.
В предыдущем сезоне «Короны» была совершенно необязательная история с убийством семьи Романовых. И там Морган снял практически фильм ужасов, кошмарно реалистичную чудовищную сцену массового детоубийства. Крупнейшим планом и без каких-либо купюр.
Сцену смерти леди Дианы команда Моргана не снимает вовсе. Автомобиль Аль-Файеда въезжает в тоннель и как будто исчезает. Через секунду зрители слышат ужасный звук удара металла о бетон и протяжный стон заевшего автомобильного гудка (как в «Китайском квартале» Романа Полански). Но уже за кадром.
К шестому сезону таких моментов в «Короне» становится все больше. Чем более современные события описывает сериал, чем больше у них еще живых свидетелей, тем туманнее выглядит их интерпретация в руках режиссеров и сценаристов «Короны». Особенно в том, что касается Дианы. За что ни возьмись — сплошные фигуры умолчания. Однако иногда молчание бывает красноречивее любых слов.
Тишина, в которую погрузился Букингемский дворец после смерти экс-принцессы, сама по себе ничего не доказывает, но выдает шоураннеров сериала с головой. Отношение создателей «Короны» к центральному персонажу истории начало меняться сразу после ее смерти 8 сентября 2022 года. И в шестом сезоне тенденция лишь усугубляется.
Красавица и умница Лилибет, которая была безусловной главной и положительной героиней «Короны» всего каких-то семь лет назад, к шестому сезону превратилась в злобную стерву, черствую, холодную, неспособную на любовь ни к кому, кроме своих королевских корги. Главную злодейку практически. Хуже нее только мерзкие нувориши и наркоманы Аль-Файеды.
Оказывается, все эти годы под благопристойный лоялистский сериал маскировалась история падения. Намного более реальная, чем «Падение дома Ашеров» и намного более впечатляющая, чем «Сокровища Сьерра-Мадре» или «Во все тяжкие». Хотя бы потому, что его героиня — английская королева вообще-то.
Удачного просмотра.