Кладбище проклятых поэтов, рок-идолов и кумиров молодежи с каждым годом только расширяется. Но в вопросах выбора смерти записные нонконформисты и креативщики консервативны. Со времен Пушкина и Лермонтова популярен огнестрел. Велико отделение дорожно-транспортных происшествий имени Виктора Цоя, Бадди Холли и Марка Болана. Пик передозов и алкогольных отравлений пришелся на начало 1970-х, но остается в трендах и в XXI веке. Чтут вековые традиции висельники, не отстают прыгуны с высоты.
Металлогорский панк Сопля (Юра Борисов) из группы «Яичный свет» переплюнул их всех. Во время одного из выступлений он устроил для фанатов такой перформанс, перед которым разом померкли все сценические подвиги Элиса Купера, Оззи Осборна, Мэрилина Мэнсона и даже Rammstein. Сопля притащил на концерт бензопилу и отпилил себе голову. А потом приклеил обратно на клей «Момент», воскрес и продолжил концертную деятельность.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Но это никак не помогло ему превратиться из провинциального лабуха в мировую знаменитость. Двадцать лет спустя армия его фанатов состоит из одного человека. Единственный на весь Металлогорск неформал Филипп (Эльдар Калимулин) устроил из своей квартиры музей группы «Яичный свет», где хранит их редчайшие магнитоальбомы, VHS с концертными выступлениями, футболки, косухи и ту самую бензопилу. Еще он ведет подкаст, посвященный металлогорскому музыкальному подполью 1990-х, и мечтает устроить в городе музыкальный мегафестиваль «Месиво» (Металлогорское синкретическое возрождение), благодаря которому мрачное депрессивное захолустье заиграет яркими огнями и станет международной столицей панк-рока, Меккой для всех любителей андеграунда. Когда-нибудь.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Эти мечты так и застыли бы в вечности, оставаясь несбыточными и прекрасными, если бы в панк-музей каким-то чудом не забрела продавщица диванов Марина (Анастасия Талызина). Самодостаточная и уверенная в себе дочь владельца местного мясокомбината так очаровывается и вдохновляется пылкой речью и далекоидущими планами безбашенного панк-энтузиаста, что уже в следующей сцене делает тест на беременность и обнаруживает там две очень конкретные полоски.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Жестокая реальность обрушивается на несчастного фантазера со всех сторон. Будущая мать и жена водружает посреди комнаты огромный белый диван и затевает глобальный ремонт, чтобы превратить панк-музей в мещанскую квартирку со светлыми обоями и натяжными потолками. Будущий тесть устраивает несостоявшегося куратора на свой мясозавод и заставляет целыми днями возиться с проводами где-то между бойней и колбасным цехом. Отец Филиппа, бывший барабанщик «Яичного света», а ныне рядовой сотрудник пункта ремонта электроники, предлагает еще более радикальное решение проблемы. Он вручает сыну телефон специалиста по абортам и настоятельно советует прервать круговорот отрицательной селекции.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Едва ли Михаил Местецкий, сын респектабельного российского ученого, академика РАЕН Леонида Местецкого, когда-нибудь всерьез ощущал себя плодом отрицательной селекции. Михаил вырос в полутора часах езды от Садового кольца, в подмосковной Твери, учился у Авдея Тер-Оганьяна, Наумова и Добровольского, писал сценарии для «Легенды № 17» а также телесериалов «СуперБобровы» и «Белка и Стрелка».
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Однако стоит ему оказаться в кресле режиссера, как весь его столичный конформизм куда-то улетучивается. Девять лет назад героями его дебютного «Тряпичного союза» стала компания юных подмосковных художников, а сегодня Местецкий пошел еще дальше, в сторону сибирского панк-андеграунда. Впрочем, не обязательно сибирского — в каждом российском городе или поселке городского типа есть свои собственные неприкаянные рокеры, так и не достигшие бессмертия и мировой славы. Металлогорск — вымышленное место, группы «Яичный свет» никогда не существовало — в них воплощены все разбитые мечты и растоптанные идеалы тысяч одиноких и безымянных художников, поэтов и музыкантов со всей нашей прекрасной страны.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Но фильм Михаила Местецкого вовсе не мрачный депрессняк, полный серых девятиэтажек и черной безысходности, а редкий образец арт-мейнстрима. Житейские трудности, которые режиссер и сценарист ставит перед своими незабудочными персонажами, нужны ему для создания комических ситуаций. Местецкий умело балансирует между юмором и драмой и создает вполне себе зрительское кино. Местный чудик Филипп и окружающие его тупые мещане — хорошо знакомые широкой аудитории люди, а их непримиримый антагонизм сводится к серии анекдотов. Жутковатых, возможно, но не более того.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Придуманные Местецким металлогорские панки ни против чего не протестуют и никого ни к чему не призывают, они не хотят ни убить в себе государство, ни даже плюнуть с балкона менту на фурагу. Не курят, не матерятся, не употребляют наркотиков, и девушки у них ведут себя прилично. Пара выпитых бутылок портвейна за весь фильм — вот и все, что могли бы предъявить Сопле и его ребятам соответствующие органы.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
В их тщательно залитованных текстах либо несчастная любовь, либо вообще какая-то белиберда, напоминающая ранние песни «Ногу свело!». Ну или в лучшем случае стихи обэриутов. По сравнению с остросоциальными и политически грамотными «Гражданской обороной», «Черным Лукичом» или Янкой Дягилевой это выглядит и звучит очень по-детски.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Местецкого нетрудно понять. Едва ли у «Года рождения» был хотя бы мизерный шанс попасть в прокат, если бы панки там вели себя так и пели то, что подобает настоящим панкам. И он, вероятно, сделал все, что мог. В смысле, лучше такое кино, чем никакого.
Удачного просмотра.