После смерти мужа царица иценов Боудикка была лишена титула, власти и территорий. Чтобы выразить дополнительное презрение и опозорить низложенную правительницу, римские легионеры изнасиловали Боудикку и ее дочерей. В ответ царица подняла иценов и несколько союзнических племен на восстание и сожгла множество римских поселений в Британии. В том числе Лондиниум. В геологических напластованиях Лондона осталась полоса пепла, холодная черная вена – след гнева оскорбленной женщины. А сама Боудикка превратилась в легенду.
Особенно почитали ее во времена королевы Виктории, не в последнюю очередь потому, что Боудикка тоже значит «победа». В викторианский период появляются многочисленные скульптурные изображения свободолюбивой предводительницы иценов. Британский режиссер Джесси В. Джонсон показывает в своем фильме один из этих мемориалов.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Джесси сам написал сценарий и перенес исторические факты на экран, делая особенный упор на батальные сцены. Джонсон – бывший каскадер и поэтому суровая резня в его фильме выглядит весьма убедительно. Без особенного операторского новаторства, как в «Гладиаторе» или «Игре престолов», но очень натуралистично. Кровища течет рекой, вывороченные кишки и отрубленные головы заполоняют экран. Все настолько брутально и жестко, что фильм получил рейтинг 18+.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Однако, несмотря на возрастной рейтинг и реки крови, Джонсон так и не решился включить в свой фильм то, с чего собственно начался конфликт, восстание и все последующие события. Изнасилование не только не присутствует в кадре, но даже не упоминается.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Главный антагонист истории, римский прокуратор, которого сыграл Ник Моран («Карты, деньги, два ствола», «Гарри Поттер и Дары смерти»), приказывает высечь Боудикку и ее дочерей плетьми. По факту высекают только саму царицу, ее дети при этом просто куда-то исчезают. Вопреки исторической правде и логике сюжета, царские дочери тихо умирают где-то за кадром неизвестно от чего и продолжают являться матери до самого конца уже в качестве призраков.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Причин для такого пуританства может быть несколько. Предыдущие картины Джесси Джонсона, который начал свою режиссерскую карьеру в конце 1990-х, – это честная категория Б. «Чужой агент» с Марком Дакаскосом, «Мясник» с Эриком Робертсом, «Пакет» с Дольфом Лундгреном или «Белый слон» с Брюсом Уиллисом, Джоном Малковичем и той же Ольгой Куриленко. Недорогие, но крепкие боевики, полные копеечных практических эффектов и экшена. В 1970-е и 1980-е такое производили для драйв-инов и кинотеатров повторного показа. Сейчас эту нишу в какой-то степени заняли стриминги.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Вопиющая малобюджетность происходящего поражает и в «Боудикке». Весь исторический замес 60 года нашей эры снимали на деньги независимых продюсеров, и хватило их только на более-менее убедительные доспехи для десятка легионеров и примерно столько же шкур для костюмов диких кельтов. Может быть, на групповое изнасилование им просто не дали бюджета?
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Есть и еще одна версия. Джонсон все снял, но сомнительную с точки зрения морали сцену вырезали в процессе подготовки фильма для российских зрителей. В последние годы Минкульт РФ редактирует немногочисленные попадающие на наш экран западные картины с поистине шариатским пристрастием. В российском кинотеатре образца 2023 года практически нереально увидеть эротику или сексуальное насилие. Даже в фильме, имеющем специальную маркировку 18+. Полная свобода царит только с изображением отрубленных голов и вывороченных кишок. Это сколько угодно.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Однако, возможно, тут имеет место акт цензуры несколько другого рода. Режиссер и сценарист Джонсон с самого начала представляет зрителю всю историю как рутинный колониальный конфликт. Его главная героиня Боудикка в начале фильма – изнеженная аристократка. Она весь день перемещается из салона красоты на шопинг и обратно. В финале она яростная, но совершенно безумная воительница, которую преследуют видения, голоса и прочие явные свидетельства помешательства. Такая вот арка: из блаженной идиотки в опасную психопатку. По нынешним понятиям это чистейший газлайтинг. Режиссер/сценарист просто отказывает главной героине в субъектности.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
По мнению некоторых историков, Боудикка была не такой. Римляне не зря обвиняли иценов в дикости. Ведь вместе с многими древними обычаями те сохранили у себя матриархат. Царица Боудикка не была простой честолюбивой девочкой, обязанной своим богатством и положением в обществе удачному замужеству. Она была матриархом племени, его жрицей, военным и духовным лидером одновременно. Ицены поклонялись ей как богине. Такой же стала бы одна из ее дочерей, если бы не вмешательство римлян.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
С этой точки зрения восстание Боудикки против империи — не просто бой местного значения между колонией и метрополией, а попытка женщин вернуть себе власть над мужчинами. Матриархический реванш. Протофеминистская революция. Обреченная на полный провал, но от этого еще более впечатляющая. Из этого мог получиться манифест почище новых «Ангелов Чарли», «Хищных птиц» или всех фильмов Греты Гервиг вместе взятых.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Но Джонсон не смог разглядеть мощный потенциал этой легенды даже в наше феминистское время. Ну или не захотел, решил не связываться, побоялся лишний раз давать бешеным фемкам трибуну. И снова, как 2000 лет назад, утопил женское восстание в крови, заменив суть всей истории бессмысленным нагромождением зверств и жестокостей. Завалил трупами буквально. Повторно лишил британских амазонок последней надежды. Хотя, скажут, конечно, что просто денег не хватило.
Удачного просмотра.