Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Cталинская сказочка на новый лад. Павел Матяж — о фильме «По щучьему велению»

30 октября 2023, 11:23
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В российских кинотеатрах — новый сказочный блокбастер от продюсерской команды Сергея Сельянова и Натальи Смирновой. В главных ролях: Никита Кологривый, Роман Мадянов и Юрий Колокольников. А также Кот-Баюн, говорящий голосом Сергея Бурунова.

Если в сталинские времена и было что-то хорошее, то это кино. Пока десятки миллионов советских людей умирали на фронтах и сидели в лагерях, отечественные кинематографисты умудрялись творить великое искусство. Жизнерадостные производственные драмы «Весна» и «Кубанские казаки», патриотические боевики «Александр Невский» и «Чапаев», политический детектив «Иван Грозный», первый советский сериал о Максиме, авантюрная комедия «Подкидыш», лирическая мелодрама «Машенька» и всеми любимая черно-белая «Золушка» с легендарной Фаиной Раневской в роли Мачехи появились на экранах кинотеатров СССР в самые лютые 1930-е и 1940-е.

В 1938-м главный советский сказочник Александр Роу только начинал. «По щучьему велению» с Петром Савиным в роли Емели и Георгием Милляром в роли царя Гороха — его первая самостоятельная режиссерская работа. Но она так и осталась единственным в истории полнометражным фильмом на эту тему. После нее были только два невзрачных мультика 1970-го и 1984-го. И вот сегодня наследники Роу из XXI века осмелились предложить свой вариант архетипического сюжета.

Cталинская сказочка на новый лад. Павел Матяж — о фильме «По щучьему велению»
Фото: kinopoisk.ru

Емеля больше не деревенский дурачок, лентяй и бестолочь. Никита Кологривый («Оффлайн», «Черная весна», «Зема», «Жиза», «Пищеблок»), которого взяли на эту роль, вообще не привык к таким одномерным персонажам. В московских театрах, фильмах и сериалах Никита чаще играет злодеев. Так что и нынешний древнерусский герой получил от него часть отрицательного обаяния.

Cталинская сказочка на новый лад. Павел Матяж — о фильме «По щучьему велению»
Фото: kinopoisk.ru

Емеля Никиты Кологривого — довольно ушлый парень. Он не хочет работать не потому, что не умеет, и не потому, что ему лень, а, можно сказать, из принципа. Емеля хитрит, притворяясь маленьким и слабым, обманывая своего слепого отца-кузнеца, для того чтобы развлекаться и жить полной жизнью, а не вкалывать в кузне, рубить дрова или таскать воду из проруби за тридевять земель. Он бы саботировал и ловлю щуки, если бы сказочная рыба не бросилась к нему в ведро сама.

Cталинская сказочка на новый лад. Павел Матяж — о фильме «По щучьему велению»
Фото: kinopoisk.ru

Мифологическая щука, аналог арабского джинна, ирландского лепрекона и многих других сказочных исполнителей желаний, обрела в новом прочтении любопытное развитие персонажа и мотивацию. Она больше не рыба, а заколдованная девушка Василиса. Мила Ершова («Трудные подростки»), которой досталась эта роль, не пыталась, выбросившись на берег, покончить жизнь самоубийством. Она просто очень не хотела замуж за Водяного и поэтому сбежала на сушу, куда ему хода нет.

Cталинская сказочка на новый лад. Павел Матяж — о фильме «По щучьему велению»
Фото: kinopoisk.ru

С ее появлением в сюжете, собственно, «По щучьему велению» заканчивается, и начинается микс из популярных сказочных мотивов. Как традиционно славянских, так и западно-европейских, вроде Гаргантюа и Пантагрюэля. А под конец, когда Емеле приходится плыть по реке в царство мертвых, вообще древнегреческих. Хотя это не в первый раз — в «Последнем богатыре» сценаристы тоже использовали этот античный троп.

Cталинская сказочка на новый лад. Павел Матяж — о фильме «По щучьему велению»
Фото: kinopoisk.ru

Так же как персонаж сказки Бориса Шергина и Андрея Платонова «Волшебное кольцо», Емеля при помощи магии Щуки-Василисы хочет жениться на царской дочке Анфисе (Алина Алексеева: «Настя, соберись», «Поехавшая»). В противовес депрессивной Несмеяне из сказки Роу, Анфиса весела и любвеобильна. Но так же как ее сестра-близнец Ульянка из «Волшебного кольца», хочет замуж за иностранца. Город Париж, где ее миленький живет, создатели «Щучьего веления» заменили на Лондон.

Cталинская сказочка на новый лад. Павел Матяж — о фильме «По щучьему велению»
Фото: kinopoisk.ru

Ее батюшка, государь-император (Роман Мадянов: «Левиафан»), тоже получил апргейд, более соответствующий актуальной общественно-политической обстановке. Из издевательской большевистской карикатуры на жалкого и трусливого самодержца-садиста, которого когда-то изображал Милляр, он превратился в классного дедулю-патриота. Новый царь Горох в деревянной короне не призывает никого посадить на кол или повесить. Наоборот, он может сам и стенку покрасить, главное, чтоб красочка была своя, отечественного производства.

Cталинская сказочка на новый лад. Павел Матяж — о фильме «По щучьему велению»
Фото: kinopoisk.ru

Впрочем, совсем без казней все же не обойдется. Именно возле этой аккуратно покрашенной патриотической стеночки в одной из сцен будут расстреливать незадачливого протагониста. Совсем как в «Истории одного назначения», которую тоже продюсировали Сельянов и Смирнова.

Cталинская сказочка на новый лад. Павел Матяж — о фильме «По щучьему велению»
Фото: kinopoisk.ru

После кассовых успехов «Последних богатырей» и «Чебурашки» под Древнюю Русь оборудуется все больше павильонов московских и подмосковных студий. Администраторы туристических кластеров по всей необъятной России потирают руки в ожидании столичных киношников. Прямо сейчас все лучшие коммерческие постановщики страны задействованы в производстве ремейков советских сказок. В ближайшие пару лет на экраны выйдут новые «Бременские музыканты», «Летучий корабль», «Сто лет тому вперед», «Волшебник Изумрудного города», «Финист. Первый богатырь», «Буратино», «Василиса и королева лайков», «Илия Муромец», «Молодая Яга», «Огниво», «Последний богатырь. Наследие» и «Руслан и Людмила».

Cталинская сказочка на новый лад. Павел Матяж — о фильме «По щучьему велению»
Фото: kinopoisk.ru

Но это не значит, что современных российских кинематографистов интересуют одни лишь деньги. Просто они, так же как их коллеги из сталинских и брежневских киностудий, перешли на эзопов язык и вставляют свои социальные комментарии в фильмы для самых маленьких. Метафорическая притчевая структура сказочного нарратива очень располагает к подобным шалостям, а надзорные органы смотрят на них сквозь пальцы. Дети, как ни крути, цветы жизни, а также чуть ли не единственный способ поднять с колен отечественное кинопроизводство.

Cталинская сказочка на новый лад. Павел Матяж — о фильме «По щучьему велению»
Фото: kinopoisk.ru

Так, Емеля, впервые оказавшись в столице, замечает, как похорошела Москва при царе-батюшке, а местные разбойники прячутся у обочины большой дороги под старославянской стилизацией всем известного дорожного знака «кирпич».

Cталинская сказочка на новый лад. Павел Матяж — о фильме «По щучьему велению»
Фото: kinopoisk.ru

В «Щучьем велении» намного больше взрослого, чем было принято во времена Сталина. Многочисленные конфликты сюжета, квесты, которые Емеле с волшебной помощницей придется пройти, чтобы измениться, развить своих персонажей и рассказать складную историю, рождаются из воинствующего антизападничества лидера государства. Английский посол, наглый долговязый хлыщ в парике и помаде (Юрий Колокольников: «Игра престолов»), демонстрирует отсталым русским иванам прогрессивные западные технологии, а тем остается надеяться только на чудеса из русских народных сказок: скатерть-самобранку, Кота-Баюна и все такое прочее.

Cталинская сказочка на новый лад. Павел Матяж — о фильме «По щучьему велению»
Фото: kinopoisk.ru

Несмотря на общую отсталость и довольно своеобразную трактовку сюжета, «По щучьему велению» во многом превосходит не только оригинальную сказку Роу, но и «Конька-Горбунка», которого Сельянов, Смирнова и Ко реализовали три года назад. Большинство локаций в кои-то веки снимали в Сибири и на Урале, на аутентичной, можно сказать, натуре. Кастинг в этот раз значительно более удачный. И с компьютерной графикой получилось лучше. Трехмерные анимированные кот и щука в меньшей степени участвуют в сюжете и не так бросаются в глаза.

Cталинская сказочка на новый лад. Павел Матяж — о фильме «По щучьему велению»
Фото: kinopoisk.ru

Сергей Сельянов переключился на сказки после смерти своего друга и соавтора Алексея Балабанова. Десять лет понадобилось его сценаристам и режиссерам, чтобы избавиться от влияния «Шрека» и найти свою собственную интонацию. А сегодня безумное количество этих сельяновских киносказок перешло наконец в качество.

Удачного просмотра.

Павел Матяж