Когда говорят о подъеме азиатского кинематографа, обычно имеют в виду южнокорейский артхаус и японскую анимацию. Но продюсеры и режиссеры из Поднебесной в последние годы тоже не скрывают своих международных амбиций.
Одним из главных прокатных хитов 2023-го стал фильм китайских режиссеров Цуй Жуя и Лю Сяня «Исчезнувшая в звездах». Этим летом он заработал в кинотеатрах КНР почти полмиллиарда долларов и сегодня штурмует залы в США, Евросоюзе и бывшем СССР.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Еще удивительнее, что такого зрительского успеха достиг не боевик о восточных единоборствах, не историческая военная драма и не мегаломанская научная фантастика, которые обычно экспортируют из Китая, а детективный триллер. На Западе что-то в этом роде сегодня снимает Финчер. Похоже, российские прокатчики фильма тоже так считают, поэтому перевели название так, чтобы походило на финчеровскую «Исчезнувшую».
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Исчезнувшая», режиссер Дэвид Финчер, 2014 год, США |
В центре сюжета — супружеская пара китайских туристов, которая приезжает отметить годовщину свадьбы в Беландию — вымышленное островное государство посреди неизвестно какого моря. Но отпуск складывается неудачно. Через несколько дней муж приходит в отделение полиции и заявляет, что его жена бесследно исчезла.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Полиция курортного городка считает исчезновение последствием семейной ссоры и не торопится давать ход расследованию. Бедолага пытается найти супругу самостоятельно, но безуспешно. В отчаянии он напивается и засыпает в своем номере.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
А утром просыпается в постели с юной девушкой. Красотка утверждает, что она — его пропавшая жена, показывает паспорт и даже совместные фотографии. Ее слова подтверждают записи с камер наблюдения отеля, ее знают местные горничные, консьержи и метрдотель. Все, кроме мужа.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
В попытке докопаться до истины, распутать заговор и найти все-таки свою настоящую жену, несчастный влюбленный нанимает звездную адвокатшу, которую случайно встречает в баре. Крутая профессионалка берется за дело, но ставит перед клиентом условие — говорить ей только правду, ничего не скрывая. Как раз с этим у китайского туриста большие проблемы.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
И не у него одного. Американский кинопатриарх Роберт Макки утверждал, что никто не способен говорить абсолютную правду. Персонаж говорит одну правду только для того, чтобы скрыть другую. «Исчезнувшая в звездах» иллюстрирует этот тезис лучше, чем многие прочие детективные истории.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Сюжет пьесы французского драматурга Робера Тома так лихо закручен, что в свое время привлек внимание самого Хичкока. В 1960-е великий мастер саспенса даже купил права на экранизацию. Но что-то не сложилось.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Зато все получилось у Алексея Коренева. Этот советский режиссер второго эшелона известен в основном телесериалом «Большая перемена». И вообще его звездный, самый продуктивный период пришелся на 1970-е. Тогда он снимал мелодрамы и музыкальные комедии, которые сегодня считаются старой доброй классикой. «По семейным обстоятельствам», «Три дня в Москве», «Честный, умный, неженатый» и некоторые другие.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Ловушка для одинокого мужчины», режиссер Алексей Коренев, 1990 год, СССР |
В конце восьмидесятых Коренев, как и многие советские режиссеры, которые дожили до перестройки, пытался снимать более смелые фильмы и сделал три довольно похожих по стилю комедийных детектива: «Акселератку», «Дуру» и «Ловушку для одинокого мужчины». Мужчины в тех его фильмах крепко пили, а женщины часто раздевались. Ирина Шмелева, партнерша Николая Караченцова по «Ловушке», оголяла грудь уже на пятой минуте фильма.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Ловушка для одинокого мужчины», режиссер Алексей Коренев, 1990 год, СССР |
В остальном «Ловушка для одинокого мужчины» была типичной павильонной комедией, снятой за несколько дней на Ялтинской киностудии, буквально на коленке и за три копейки. Легенды советского кино Караченцов, Смоктуновский, Яковлев и Смехов весь фильм не покидали небольшой двухэтажный домик. Причем 90% времени провели в одной его комнате, входя и выходя в единственную дверь, как в телеспектакле.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Ловушка для одинокого мужчины», режиссер Алексей Коренев, 1990 год, СССР |
Китайцы подошли к сюжету со значительно большим размахом. Медовый месяц в Альпах превратился в годовщину свадьбы на острове, но в остальном фабула не пострадала. Все тот же безутешный муж в поисках пропавшей любимой носится по курортному местечку, заламывая руки и опрокидывая в себя бутылки с алкоголем. Пьют китайцы, оказывается, ничуть не меньше русских.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Только они при этом не сидят на месте, а действуют. Гуляют по побережью, погружаются на дно с аквалангом, летают на самолетах, плавают на яхтах, гоняют на внедорожниках и мотоциклах. Устраивают погони, перестрелки и драки. А вот своей Ирины Шмелевой в Поднебесной не нашлось. Из многочисленных томных азиатских красоток, задействованных в фильме, грудь оголять никто не стал.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
«Исчезнувшая в звездах» — вообще не комедия, а кино по-финчеровски серьезное. Оно на целый час длиннее 87-минутной ленты Коренева. И этот дополнительный час создатели потратили не на шутки с прибаутками, а на следующие уровни детективной головоломки. Количеству сюжетных твистов в китайской «Исчезнувшей» позавидовал бы сам Шьямалан.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Ассоциация с великим и ужасным индийским вундеркиндом не случайна. Для того чтобы реально сравниться с Финчером, Цуй Жую и Лю Сяню не хватило чувства меры. Постоянные развороты сюжета на 180 градусов ближе к финалу уже не удивляют, а утомляют так же, как утомляли своих бедных зрителей последние сезоны Lost.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Впрочем, это, возможно, дело вкуса. И тогда любителям головоломных кинозагадок следует приготовиться. Их ждет взрыв мозга.
Удачного просмотра.