Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Парижская «Асса» от Вуди Аллена. Павел Матяж — о фильме «Великая ирония»

29 сентября 2023, 11:37
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В официальном российском прокате — пятидесятый фильм живого американского классика. И он целиком французский: снят во Франции, на французские деньги, с исключительно французскими актерами и на французском языке.

После обвинений в растлении приемной дочери Вуди Аллен был вынужден перебраться в Европу. Обвинения эти, к слову, никем не были доказаны, дело 30-летней давности так и не дошло до суда. Но из-за громкого скандала голливудский патриарх, так же как некоторые другие мужчины мира кино, «попал под отмену». Американские прокатчики стали отказывать фильмам Аллена. Не имея возможности работать на родине, 87-летний режиссер устроил себе европейские гастроли.



Евротур начался со сделанного в Лондоне «Матч-пойнта» и продолжается уже почти 20 лет. За это время Вуди работал в Англии, Испании, Италии. Но чаще всего — в Париже. Свой четвертый французский фильм Аллен снял практически на правах аборигена — с французскими актерами, на французском языке и на деньги французских продюсеров. Начинает он с цитаты из бессмертного «На последнем дыхании» Годара.

Парижская «Асса» от Вуди Аллена. Павел Матяж — о фильме «Великая ирония»
Фото: kinopoisk.ru

Красавица Фанни (Лу де Лааж: «Анна Каренина», «Черный ящик») встречает своего бывшего одноклассника Алена (Нильс Шнайдер: «Воображаемая любовь») на том же самом месте, где встретились герои Жан-Поля Бельмондо и Джин Сиберг в далеком 1960-м.

Парижская «Асса» от Вуди Аллена. Павел Матяж — о фильме «Великая ирония»
Фото: kinopoisk.ru

Она молода, но замужем за преуспевающим парижским юристом/финансистом (Мельвиль Пупо: «Жанна Дюбари», «Офицер и шпион»), помешанным на охоте и своей циклопической миниатюре железной дороги. Он — нищий, но абсолютно свободный художник. Точнее, писатель.

Парижская «Асса» от Вуди Аллена. Павел Матяж — о фильме «Великая ирония»
Фото: kinopoisk.ru

Совсем как сам Вуди Аллен, он путешествует по Европе, нигде надолго не задерживаясь, находясь в постоянной погоне за вдохновением. Чтобы подчеркнуть этот момент, режиссер и сценарист даже дает ему свое собственное имя. И его очередное более молодое альтер-эго, конечно же, соблазняет жену парижского буржуа.

Парижская «Асса» от Вуди Аллена. Павел Матяж — о фильме «Великая ирония»
Фото: kinopoisk.ru

Адюльтеры сопровождают творчество Аллена с тем же постоянством, что и ценностный конфликт богемных художников и преуспевающих бизнесменов. Так же как в десятках предыдущих фильмов Вуди, конфликт усугубляется до предела и кончается смертью. Разница только в том, чьей именно.

Парижская «Асса» от Вуди Аллена. Павел Матяж — о фильме «Великая ирония»
Фото: kinopoisk.ru

Так же как десятки предыдущих фильмов Вуди, «Великая ирония» имеет в основе своего сценария русскую классику. Немного «Анны Карениной», чуть-чуть «Драмы на охоте», капля «Преступления и наказания». Аллен миксует все эти произведения долгие годы уже на автомате.

Парижская «Асса» от Вуди Аллена. Павел Матяж — о фильме «Великая ирония»
Фото: kinopoisk.ru

Однако в этот раз у него, кажется, появился более актуальный референс. Если перенести действие из современного осеннего Парижа в зимнюю Ялту конца 1980-х и немного изменить возраст персонажей, то «Великая ирония» во множестве деталей напоминает знаменитую «Ассу» Сергея Соловьева.

Парижская «Асса» от Вуди Аллена. Павел Матяж — о фильме «Великая ирония»
Фото: kinopoisk.ru

Такой же властный и жестокий делец с таким же мутным полулегальным бизнесом вступает в конфликт с таким же незабудочным и беззащитным творцом из-за такой же неприкаянной и роковой для всех участников истории красавицы. Вот только ее мама, которая у Соловьева присутствует в сюжете только в качестве голоса в телефоне, у Аллена обретает плоть, кровь и черты Валери Лемерсье («Пришельцы», «Любовь живет три года»).

Парижская «Асса» от Вуди Аллена. Павел Матяж — о фильме «Великая ирония»
Фото: kinopoisk.ru

А вместе с ней Толстой, Чехов, Достоевский, Крым и русские бандиты. Вот вам и насквозь французская история на французском языке.

Парижская «Асса» от Вуди Аллена. Павел Матяж — о фильме «Великая ирония»
Фото: kinopoisk.ru

Возможно, именно в этом заключается главная ирония пятидесятого фильма живого американского классика. Снимая очередной, казалось бы, рутинный, ничем не отличающийся от предыдущих, оторванный от какой-либо конкретной реальности фильм-завещание, направленное куда-то в бесконечность, Аллен умудряется делать политические заявления и недвусмысленные намеки на вполне злободневные события. Совершенно ничего уже не смущаясь.

Удачного просмотра.

Павел Матяж