На этой неделе в наших кинотеатрах официально и без всяких пиратских ухищрений показывают сразу три американских художественных фильма. Но говорить в связи с этим о конце второй холодной войны, новом падении железного занавеса и снятии санкций рановато. Просто дистрибьюторы всех этих фильмов — независимые студии, бизнес которых так мал, что игнорировать российский кинорынок они не могут себе позволить. На счету каждый доллар.
В схожем положении находится главная героиня «Искусства по понятиям» Патрис — незадачливая нью-йоркская галеристка, которую играет Ума Турман. К двадцатилетнему юбилею галереи ей становится очевидно, что бизнес, что называется, не взлетел.
Стопка писем от кредиторов приобретает ужасающие размеры. Новая молодая художница (ее сыграла дочка Умы Турман и звезда «Очень странных дел» Майя Хоук) устраивает маме истерику прямо посреди вернисажа. В довершение всего кончаются антидепрессанты. Психотерапевт давно послал богемную галеристку подальше, так что за колесами Патрис приходится обращаться к драгдилеру. Правда, и перед ним у бедной женщины накопился приличный долг.
Эта сюжетная ниточка связывает интеллигентную арт-деятельницу из Сити с шайкой ушлых дельцов из Джерси. У пожилого бандита средней руки Гордона (Сэмюэл Л. Джексон) тоже есть проблемы. Он больше не может отмывать деньги, как раньше. Федералы подбираются все ближе, и уже отправили к Аль Капоне большинство конкурентов и подельников Гордона. Нужна какая-то новая фишка, уловка, против которой у налоговой еще нет отработанных механизмов.
Галеристка и мафиози решают спасти бизнес друг друга и налаживают преступную схему. Галерея якобы покупает у якобы художника якобы картину и взамен на прилагающиеся к картине коробки с наличкой высылает кристально чистый чек на чуть меньшую (за вычетом разумной комиссии) сумму. Раскрашенный кусок холста может стоить десятку, сотню, а может, и миллион долларов. А значит, продавая и покупая предметы искусства, можно отмыть существенное количество сомнительного кеша, не привлекая внимания налоговых органов.
Деньги текут рекой. Галерея процветает. Довольны и русские криминальные боссы Андрей и Антон (для них отмывает деньги Гордон).
Беда приходит откуда не ждали — фальшивые картины, которые в свободное от основной работы время левой ногой рисует штатный киллер банды Реджи, неожиданно становятся сенсацией среди нью-йоркских коллекционеров. Экспрессивная, нарочито примитивная манера Пакетчика (так Гордон называет своего сотрудника за привычку душить жертв пластиковыми пакетами) завораживает высоколобых арт-критиков и делает хладнокровного профессионального убийцу новым Баскией, Басом Ян Адером.
Несмотря на упоминание Адера и некоторых других, не самых медийных художников, «Искусство по понятиям» — не самая глубокая сатира на арт-бизнес. По уровню проработки темы ее можно сравнить с «Буги-вуги» или «Гамбитом». Это, скорее, набор анекдотов про художников, галеристов и покупателей современного искусства. Наличие гангстеров придает фильму легкий мелкоуголовный флер и делает «Искусство по понятиям» похожим на криминальные мелодрамы о кражах картин, вроде «Аферы Томаса Крауна» или «Как украсть миллион».
Впрочем, в не меньшей степени это напоминает «Контракт с коротышкой» и его продолжение «Будь круче», в котором героиня Умы Турман так же вступала в сомнительное сотрудничество с криминалитетом. Только в паре с ней тогда был другой ее партнер по «Криминальному чтиву» — Джон Траволта. Объединяет эти фильмы и вездесущая русская мафия.
Сложно сказать, насколько тесно связаны с русской мафией производители «Искусства по понятиям», маленькие, но гордые Yale Productions, BKStudios, BondIt Media Capital, Bradley Pilz Productions, Buffalo 8 Productions и Idiot Savant Pictures, которым удалось устроить прокат своего фильма в России на две недели раньше, чем в США и Европе.
Но как минимум один плюс в этой стремительной локализации точно есть — гоповатое русскоязычное «Искусство по понятиям» намного лучше отражает суть происходящего, чем мрачное The Kill Room, под которым фильм будут показывать в Америке.
Удачного просмотра.