XXI век считается веком расцвета высоких технологий, нейросетей, роботов, новых медиа, всего самого прогрессивного и модного. Однако процветают не только айтишники и тиктокеры, но и… работорговцы. Сегодня у нас, кроме шуток, — век расцвета работорговли.
В конце 2023 года на планете Земля порабощено наибольшее количество людей за всю ее историю. Включая даже те периоды, когда купля и продажа живого товара была разрешена законом. Как минимум два миллиона этих рабов — дети.
Агент ФБР Тимоти Баллард занимается поиском и поимкой конечных потребителей в цепочке торговли детьми. За 12 лет ему удалось арестовать и довести до суда больше 800 педофилов. Но так и не удалось освободить ни одного ребенка.
Все потому, что покупатели секс-рабов, которых ловит Баллард, — граждане США, а сами секс-невольники, чаще всего, — выходцы из стран Латинской Америки, в силу юного возраста вообще не имеющие каких-либо документов.
В ходе одной из операций Балларду удается вызволить из рабства семилетнего Мигеля. Тот умоляет американского агента освободить его сестру Росси, которая так же находится в плену работорговцев.
Но бумажная волокита и бюрократические проволочки позволяют рабовладельцам из Мексики, Колумбии или Гондураса сколько угодно долго удерживать у себя и заставлять заниматься проституцией тысячи и тысячи детей.
Начальство запрещает Балларду действовать вне своей юрисдикции. Так что он увольняется из агентства и буквально один и без оружия отправляется на поиски вглубь южноамериканского континента.
Большая часть фильма снята в Колумбии. Можно сказать, по горячим следам. А Джеймс Кэвизелл, которому досталась роль Балларда, сделал это по личной просьбе последнего. Сложно сказать, что из показанного на экране основано на реальных событиях, а что — плод фантазии сценаристов. Но аутентичные декорации, подворотни Тихуаны, Картахены и реальные экваториальные джунгли очень впечатляют сами по себе. В лучшие свои моменты «Звук свободы» напоминает «Город бога», «Сикарио», «Траффик», «Гнев» и «Наркос». Хотя в смысле экшна это скорее «Фицкарральдо».
Несмотря на бесконечные максимально грязные фавелы, девственную колумбийскую сельву в ассортименте и довольно однозначную, не терпящую полутонов и требующую ветхозаветного правосудия мораль создателей фильма, «Звук свободы» не боевик. Тут не будет финальной разборки в духе «Хищника» или «Коммандо». В смысле жанра, это, скорее, полицейский процедурал, но из-за душераздирающего предмета расследования значительно более сентиментальный, чем принято. Скупые мужские слезы тут льются как из ручья.
За более чем тридцатилетнюю карьеру Джеймс Кэвизелл переиграл множество суровых брутальных мужиков. В отличие от Шварценеггера, он вполне амбивалентен и часто получает роли злодеев и негодяев. Но в «Звуке свободы» Кэвизелл больше похож на персонажей, сделавших его звездой, — рядового Роберта Э. Ли Уитта из «Тонкой красной линии», а в большей степени — Иисуса из «Страстей Христовых». Именно он тут несет на себе и демонстрирует зрителям ежедневные нечеловеческие страдания миллионов детей-рабов, которых создатели фильма не смогли показать в кадре по этическим или каким-то еще соображениям.
Эти таинственные соображения, мрачные предположения и буйную конспирологию, сопровождавшую рекламную кампанию «Звука свободы», сегодня называют в числе причин невероятного кассового успеха фильма.
Кино на острые темы в Голливуде совсем не редкость. Джеймс Кэвизелл и Билл Кэмп, сыгравшие в фильме главные роли, совершенно не тянут на мегазвезд первой величины, а мексиканский режиссер Алехандро Монтеверде далеко не Куарон, Иньяритту или Дель Торо. Несмотря на все это, Монтеверде, Кэвизеллу и команде их латиноамериканских продюсеров удалось собрать 210 миллионов долларов в американском прокате.
Сегодня «Звук свободы» от никому не известной Angel Studios закрепился на девятой строчке в рейтинге бокс-офисов фильмов на территории Соединенных Штатов. Он опережает «Индиану Джонса-5» от Disney, «Миссию невыполниму-7» от Paramount, «Форсаж-10» от Universal, а также «Флеша» и «Синего жука» от Warner bros. Как такое возможно?
Расследованию этого события посвящены многочисленные статьи в таких журналах как Financial Times, New York Times или Guardian. А дерзкая стратегия маркетологов «Звука свободы» когда-нибудь просто обязана будет попасть в соответствующие учебники.
«Звук свободы» сняли еще в 2018 году. Выпускать в прокат их должна была небезызвестная студия 20th Century Studios. Но после слияния с Disney фильм положили на полку. Вероятнее всего, продюсеры мышиной корпорации, всю жизнь выпускавшие «Золушек» и «Русалочек», просто не могли понять, что делать с мрачной латиноамериканской драмой, полной мерзких педофилов, истязающих мальчиков и девочек детсадовского возраста. Никаких розовых единорогов и веселых молочниц. Вместо этого — два часа и семь минут невыносимой боли, страданий и унижений.
Но пиар-специалисты из Angel Studios, специализирующиеся на выпуске христианских фильмов, подавали задержку проката как акт цензуры и результат заговора влиятельных педофилов, ниточки которого тянутся на самый верх. Ореол запрещенного видео, преследуемого государственной цензурой, привлек к «Звуку свободы» внимание конспирологов самого разного толка.
Фильм подняли на флаг активисты QAnon, которые пытались найти среди кадров след тайной деятельности клубов сатанистов, выкачивающих кровь из бедных латиноамериканских детей для получения эликсира вечной молодости. Ну или что-то вроде того.
Фильм продвигали консервативные общественные организации и церкви. А апофеозом кампании можно считать vip-показ «Звука свободы», который экс-президент Дональд Трамп устроил в своем гольф-клубе еще до того, как фильм был запущен в официальный прокат.
Все это вызвало невероятный ажиотаж. Настолько мощный, что даже «Барбигеймеру» не удалось отвлечь толпы взбудораженных потребителей от похода на фильм Монтеверде.
Впрочем, это еще не конец. «Звук свободы» получил прокатное удостоверение и вполне официально демонстрируется в России. Правда, без намека на какое бы то ни было продвижение. Даже самое обыкновенное, в виде постеров и трейлеров. Это ставит российских зрителей в уникальное положение и дает нам всем возможность оценить художественные достоинства «Звука свободы» без всякой конспирологии.
Удачного просмотра.