1977 год. В секретном советском НИИ идет не по плану таинственный эксперимент. Бородатый физик, невзирая на протесты коллег, очень хочет повысить силу тока. Зачем ему это понадобилось, неясно, но последствия обрушиваются на ученых незамедлительно. Обмотанный проводами испытуемый не поджаривается заживо, как на электрическом стуле, а внезапно исчезает. После этого по лаборатории начинают летать предметы и разбивается колба с каким-то реагентом. Реагент загорается, но бородатый не бросается тушить пожар, а истерически хохочет и кричит в пустоту, вероятно, обращаясь к пропавшей жертве эксперимента: а что еще ты можешь? Это хороший вопрос, но ответа на него придется подождать.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Этот случайный прохожий, конечно, не просто так гуляет тут неподалеку. Ведь он православный священник, потерявший семью и страдавший за веру. Именно ему придется в итоге всех спасать и разбираться с результатами провальных экспериментов советских физиков-атеистов.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
А антагонизм веры и неверия, религии и науки, православного богословия и теоретической физики и станет главным конфликтом сюжета. Ну или не станет, а будет стремиться к этому, продираясь через логические пропасти и мотивационные ловушки, расставленные тут и там сценаристами фильма.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Впрочем, их несложно понять. Фильмы ужасов в России снимают нечасто, а если и снимают, то не про священников. За 32 постсоветских года религия и хоррор шли рука об руку только в ремейке гоголевского «Вия» и «Вурдалаках» Сергея Гинзбурга. Ну и в какой-то степени в телесериале «Сергий против нечисти», хоть он, скорее, комедия, чем ужастик.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Вот только едва ли создатели «Телекинеза» опирались в своем творческом поиске на телешоу от канала KION. Вдохновлялись они значительно более популярным референсом — «Изгоняющим дьявола» недавно почившего Уильяма Фридкина, ни больше ни меньше. Вдохновлялись так последовательно и конкретно, что «Телекинез» можно было бы назвать «Экзорцистом по-русски», если бы не несколько серьезных противоречий.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Режиссер и сценарист «Телекинеза» Константин Максимов заимствовал у Фридкина не только мощный, разошедшийся на цитаты финал с изгнанием демонов из маленькой девочки, но и множество менее существенных деталей. Семью бедных советских физиков преследуют зловещие собаки, подстерегают автомобили и манят раскрытые настежь окна. Одержимая девочка не просто лежит привязанная к кровати и кроет всех последними словами, но успевает поучаствовать в чем-то вроде любовной линии. А православный экзорцист получает вместо погибшей в доме престарелых матери целую семью и четверых маленьких детей, сгоревших при пожаре.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Но ни дополнительные жертвы среди мирного населения, ни юный пионер Костя не помогают создателям «Телекинеза» разрешить главный конфликт своего сюжета. В 1977 году в СССР просто некому было вызывать экзорциста. Конструкция сценариста «Изгоняющего дьявола» Уильяма Питера Блэтти разрушается от удара о железный занавес.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Максимов пытается повести свое кино по особому русскому пути, но запутывается, не дойдя и до середины. Православный священник кружит вокруг проклятого семейства ученого, но никак не может найти какой-нибудь повод заявиться к ним на порог, чтобы поизгонять там всех демонов. Советские граждане не верят ни в бога, ни в черта. Но про педофилов они, кажется, что-то слышали и грозят несчастному монаху милицией.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Отчаявшись собрать расползающийся от разницы культур и уголовного законодательства сценарий, автор дает американскому дьяволу имя, фамилию и место работы. В советской инкарнации «Экзорциста» за маленькими девочками охотится не абстрактное безымянное зло, а призрак лаборантки Осиповой, уволенной из НИИ того самого бородатого физика по состоянию здоровья.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
И вечный вопрос о природе зла, причинах, по которым дьявол выбирает своих жертв, неожиданным образом получает конкретный ответ. Все зло от недостатка веры, от этих безбожников, ученых-атеистов. Сидят там в своих лабораториях и свои богомерзкие эксперименты устраивают, в то время как надо просто верить. И молиться.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Вывод в контексте сеттинга фильма несколько неожиданный, но для современного российского кино в целом довольно характерный. Российские кинематографисты 2020-х отчаялись бороться с американским или европейским кино, для этого им слишком многого не хватает — опыта, таланта, денег. Они даже не пытаются придумать что-то оригинальное и снимают на коленке дешевые киносодержащие продукты, подделки под Голливуд. Нас же они призывают просто верить. Что вот это и есть особый путь российского кино. Надо только идти по нему достаточно долго. И не забывать платить за билеты и продлевать подписки на стриминг.
Удачного просмотра.