На 121-й день войны, через четыре месяца после первых инопланетных атак, власти наконец решили придать происходящему официальный статус. Второй сезон «Вторжения» начинается с выступления главы комитета всемирной обороны, строгой афроамериканской тетеньки, напоминающей Кондолизу Райс и Урсулу фон дер Ляйен одновременно. Родина в опасности, к оружию, граждане, и все такое прочее. Это дает зрителям надежду на некоторое оживление действия, которым первый сезон радовал не вполне.
В следующей сцене нас действительно ждет полноценное сражение. История перемещается в Осаку, где похожие на металлических морских ежей пришельцы терроризируют мирных жителей. Правда, несколько необычным для научной фантастики способом. Суперпродвинутые инопланетяне не жгут землян небесным огнем или какими-нибудь невидимыми лучами смерти, как у Спилберга, а идут на несчастных японцев врукопашную, протыкают насквозь своими железными иголками и катятся дальше.
От неожиданности жители Страны восходящего солнца забывают карате и навыки обращения с самурайскими мечами. Они просто разбегаются в панике. Только крутая Мицуки (ее, как и в прошлом сезоне, играет японская актриса и «идол» Сиори Куцуна) дает бой инопланетянам, забрасывая «ежиков» коктейлями Молотова. Впрочем, и ей повоевать как следует не дают — через пару минут красотку увлекает в вертолет пара спецагентов в черном и увозит в Бразилию.
В постапокалиптическом будущем от Apple TV+ рулят, судя по всему, страны БРИКС — главная научная лаборатория раскинула своим кампусы в джунглях Амазонки, а заправляет там всем социопатичный индийский профессор.
Он и его команда исследуют корабль пришельцев, который землянам удалось сбить в финале первого сезона. Исследования, однако, идут не очень успешно — ученые то и дело сходят с ума и теряют память от вредного инопланетного воздействия. Возможно, Мицуки, которой в предыдущих сериях удавалось контактировать с пришельцами, сможет быть эффективной и на этот раз.
Прямо противоположные цели преследует семья сирийских беженцев из параллельной сюжетной линии. Иранская актриса Голшифте Фарахани и ее бедные дети колесят где-то на границе США и Канады, пытаясь забраться как можно севернее, в глухомань, подальше от людей и пришельцев. Избавленная от неверного мужа мусульманская домохозяйка к началу второго сезона превратилась в настоящую Сару Коннор.
Но повзрослевший за два года, которые прошли после съемок первого сезона, старший сын в рамках подросткового конфликта с родителями ставит крест на материнских планах спасения семьи. Мать и дети оказываются в эпицентре противостояния канадских военных и движения Сопротивления и в результате попадают в плен к партизанам.
Героям других сюжетов, американскому солдату, английским школьникам и прочим в первой серии второго сезона места не хватило. Потенциальный Гарри Поттер Каспер все еще лежит в коме под присмотром санитаров.
Медитативное нашествие инопланетян от Apple TV+ продолжается. В «Поле битвы: Земля» человеческие армии оказались разгромлены за десять минут, в «Войне миров», «Дне независимости» или «Грани будущего» продержались немного дольше. Но во «Вторжении» инопланетный разум по какой-то причине не рассчитывает на блицкриг, а устраивает землянам мутную затяжную войну с непонятными целями. В этом отношении «Вторжение» напоминает не «Марс атакует», а «Аннигиляцию» или даже «Прибытие» в какой-то степени.
Сценаристы второго сезона делают заслуживающие уважения попытки придать своему сюжету динамики. Но пока не могут избавиться от проблем, которые преследовали «Вторжение» с самого начала. Все это по-прежнему очень-очень-очень медленно.
С другой стороны, одно из преимуществ потоковых сервисов — в самой возможности генерировать подобный контент. Свобода строить мир на своих собственных условиях и создавать такие истории, на которые раньше ни у голливудских продюсеров, ни у зрителей не хватило бы терпения.
Благодаря безграничному кошельку Apple сериал был снят за совершенно сумасшедшие деньги: первый сезон получил колоссальные 200 миллионов долларов на производство, второй — как минимум столько же.
Однако как бы ни были великолепны визуальные эффекты «Вторжения», они к сожалению, не исчерпывают все остальное. Актерский состав очень старается компенсировать неспешность происходящего, но пока их усилий недостаточно.
Одиннадцатая серия «Вторжения» напоминает собственный пилот — многообещающий, интригующий, построенный на психологизме нарратив, скрывающий где-то в глубине шокирующие откровения о войне, мире и природе человека. Снова, так же как в 2021-м году, в начале первого сезона, кажется, что вот-вот буквально в следующей серии будет что-то крутое. Вот только одиннадцать серий спустя ничего шокирующе-откровенного или хотя бы отчасти крутого так и не произошло.
Лев Толстой писал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Так и современные сериалы — хорошие очень похожи, а все неудачные не достигают успеха по множеству уникальных причин и особенностей.
В отношении «Вторжения» это не совсем так. Причины его неудач кажутся довольно банальными: клишированные диалоги, пренебрежение мотивацией персонажей и не всегда убедительная актерская игра. Я уже говорил про скорость происходящего?
Хочется предостеречь любителей интеллектуальной научной фантастики от этого проекта Apple. Ведь если просмотров и оценок наберется достаточно, продюсеры могут истолковать это превратно и продлить мучения актеров и режиссеров еще на один сезон.
Впрочем, нас тут это как раз не касается. Сколько бы россиян ни скачало «Вторжение» с торрентов или воспользовалось бы услугами пиратского стриминга, боссы Apple этого не заметят. Мы можем делать с «Вторжением» все что угодно, не опасаясь повысить или понизить его рейтинг. Ну должны же быть у этой ситуации хоть какие-то плюсы.
Удачного просмотра.