Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Первый латиноамериканский супергерой давит проклятых капиталистов. Павел Матяж — о фильме «Синий жук»

21 августа 2023, 13:40
Фото: Павел Матяж для 66.RU
На российских пиратских ресурсах уже можно посмотреть новый кинокомикс от DC — первый в истории фильм о супергерое-латиноамериканце.

Улыбчивый и симпатичный мексиканский юноша Хайме Рейес (Шоло Маридуэнья — «Кобра Кай») возвращается из университета Готэма в родную Пальмеру — вымышленный населенный пункт, больше всего напоминающий Эль-Пасо, провинциальный город на южной границе США, известный, кроме всего прочего, как центр нелегальной миграции из стран Латинской Америки. Новоявленного юриста встречает в аэропорту все его многочисленное иммигрантское семейство: папа, мама, бабушка, младшая сестра и дядя Руди.

Все его обнимают, целуют, называют пендехо, каброн, миамор и микорасон и срочно везут в любимый ресторан, чтобы накормить тако. Текилы, правда, не наливают — в Штатах фильм ранжирован PG 13, так что тут не будет сигарет, выпивки, эротики и чрезмерного насилия.

В перерывах между острыми закусками и пылкими объятиями Хайме сообщают печальные новости — семейную автомастерскую пришлось закрыть из-за агрессивных конкурентов, дом скоро заберут за долги, а старик-отец на фоне всех этих переживаний получил сердечный приступ. Семейству срочно нужны деньги, а вот еще один великовозрастный нахлебник совершенно без надобности.

Герой бросается на поиски работы, но довольно быстро понимает, что молодые юристы его происхождения в Пальмеро-сити никому не нужны. Так что уже в следующей сцене он на пару с сестрой моет унитазы в гигантском загородном клубе, принадлежащем корпорации «Корд» и ее одиозной директорше Виктории (Сьюзан Сарандон — «Тельма и Луиза», «Голод», «Иствикские ведьмы»).

Младший Рейес не теряет присутствия духа и при первой же возможности влезает в семейную ссору между Викторией и ее сексапильной племянницей Дженнифер (Бруна Маркезини — «Женщины в любви»). Виктория, как и положено главной злодейке, тут же увольняет дерзкого разнорабочего, но Дженнифер, как и положено романтической героине, впечатлена его рыцарским поступком и даже назначает красавчику что-то вроде свидания.

На следующий день под одобрительные крики семейства Хайме в лучшем костюме входит в двери корпорации «Корд», но вместо должности получает коробку из-под гамбургера со странным механическим жуком внутри. Жук оказывается высокотехнологичным военным устройством инопланетного происхождения, который внезапно оживает, набрасывается на юного Рейеса и вселяется в него. Теперь бывший студент юрфака практически неуязвим, он может летать, стрелять из рук сгустками энергии и создавать из пустоты оружие любой конфигурации.

Превращение мексиканского уборщика в Супермена, Венома и Зеленого фонаря в одном флаконе совершенно не входит планы тетушки Виктории и ее мрачного подручного Карапакса (Рауль Трухильо — «Апокалипсис», «Сикарио», «Риддик»), которые планировали использовать инопланетного жука для создания армии суперсолдат и сказочного обогащения. Впрочем, возможно и захвата мира. В фильме странным образом не уточняется, каким образом антагонисты хотели использовать желаемое супероружие.

Изначальная расстановка сил несколько раздражает своей шаблонностью — все это десятки раз было в других супергеройских проектах. Причем самых что ни на есть мейнстримных.

Инопланетная броня выглядит так же, как в «Зеленом фонаре», общается с главным героем, имитируя голосовой помощник, как в «Железном человеке», а Хайме так же не вполне контролирует процесс, как Халк или Веном.

Однако при желании этому несложно найти объяснение. Синий жук — один из первых супергеройских комиксов. Он был нарисован в 1939 году, на год позже Супермена, одновременно с Бэтменом и на десятилетия раньше, чем любой из супергероев Marvel. Так что формально говоря, это не он у них, а они у него все украли.

С другой стороны, в 2023 году, когда на экраны выходит «Индиана Джонс-5», «Миссия невыполнима-7» и «Форсаж-10», а самым кассовым проектом стала история куклы Барби, смешно требовать от сценаристов чего-то новенького.

Гарет Даннет-Алкосер, который «придумал» сюжет «Синего жука», явно ставил не на оригинальность интриги, а на уникальные свойства персонажей, национальный колорит, этническую репрезентативность. И не прогадал.

Человек-жук от DC получился своеобразным антиподом Человека-паука от Marvel (ну или Sony, неважно). Мировоззрение Питера Паркера сформировали одиночество и сиротство, а Хайме Рейес, наоборот, всю жизнь провел в тесном контакте с la familia, впитал семейные ценности и установки.

Эти установки роднят его с другими супергеройскими семействами: племенем черных пантер из одноименной франшизы, пакистанскими родственниками мисс Марвел или кланом китайских каратистов из «Шан-Чи и легенда десяти колец». Похоже, есть у калифорнийских кинематографистов некоторый стереотип насчет представителей иностранных диаспор.

Как бы там ни было, семейство Рейес получилось, пожалуй, самым душевным и веселым из всех.

Первый мексиканский супергерой в дебюте толком не успевает раскрыть ни своего персонажа, ни возможности его инопланетного суперкостюма. Но в каждый неловкий момент за плечами незадачливого латино-супермена возникает Семья. Этих сцен и их участников так много, что большую часть времени «Синий жук» напоминает мексиканский сериал, где все круглые сутки орут друг на друга и генерируют шутки.

Члены семейства, возможно, не так известны широкой (особенно российской) публике, как их антиподка из корпорации «Корд» и шестикратная номинантка на «Оскар» Сьюзан Сарандон. Но и они не так просты, как кажутся.

Младшая сестренка Хайме Белисса Эскобедо играла не только в мексиканских мыльных операх, но и в «Американской истории ужасов». Папа Дамиан Алькасар известен поклонникам сериала «Нарко». Мама Эльпидия Каррильо в юности играла партизанку Анну и вместе с самим Арнольдом Шварценеггером уделала Хищника. Бабушка Адриана Барраса в девяностые зажигала с Берналем в фильме «Сука-любовь», а здесь получила революционный бэкграунд как бывшая соратница команданте Че Гевары. Американский комик Джордж Лопес, которому достался самый харизматичный и странный из Рейесов — дядя Руди, двадцать лет назад сам изображал Фиделя Кастро в сериале «Куба либре», а сегодня известен как автор юмористических шоу и обладатель звезды на голливудской «Аллее славы».

В остроумном кастинге чувствуется рука Джеймса Ганна, нового креативного директора DC и большого любителя маргинальных дисфункциональных семеек. Формально «Жук» — его первый проект на новом посту. Однако это не совсем так. Четырнадцатый фильм DCEU «Синий жук» был задуман, написан и срежиссирован еще до прихода Ганна, так же как пятнадцатый «Аквамен-2», который выйдет в прокат до конца года.

Но несмотря на то, что технически новый директор DC не причастен к «Синему жуку», не писал сценарий, не влиял на режиссуру и не работал с актерами, его рок-н-ролльное ДНК каким-то образом проникло в идеологический подтекст фильма.

Американская военная корпорация воплощает империализм и колониализм в его самой инфернальной вариации из заголовков старых советских газет, а Синий жук при поддержке партизанского отряда из своей боевой бабули и дяди-конспиролога призван раздавить проклятых капиталистов.

Не сказать что для американского кино это какое-то ноу-хау. Левацкий подтекст ищут в сценариях голливудских фильмов с 1950-х. И время от времени находят. Но для мейнстримной супергероики это любопытный поворот.

Жанр, который начинал свое становление с историй мальчиков-мажоров, наследников корпораций Брюса Уэйна и Тони Старка, сегодня представляют их принципиальные противники, бородатые латиноамериканские марксисты, приехавшие из джунглей Амазонки, чтобы остановить хищническое разграбление своей родины. А кто представит завтра? Очень интересно.

Удачного просмотра.

Павел Матяж