По данным «Яндекса», сегодня в Екатеринбурге есть 50 фонтанов. Правда, при детальном изучении оказывается, что в большинстве случаев от них остались только чаши. Одни — как у Театра драмы — стоят пустыми. Другие, как в парке Чкалова и около УПИ (главный корпус УрФУ им. Ельцина), давно превратились в клумбы. Восстанавливать ни те, ни другие никто не планирует. Итого — если вычеркнуть из 50 заявленных фонтанов все те, что давно заброшены, и те, что находятся в торговых центрах, их останется лишь пара десятков (только девять из них — муниципальные). Переводя в цифры — по 75 000 человек на один фонтан.
Один из первых фонтанов Екатеринбурга появился в 1910 году на месте, где сейчас находится сад Вайнера. Он был сооружен вместе с летним садом, который разбили по требованию екатеринбургского светского клуба — представителей Общественного собрания. Вода в фонтан, неподалеку от которого стояла скульптура женщины-нимфы, подавалась из специального резервуара, потому как горводопровода тогда еще не было.
При советской власти этот небольшой парк переименовали сначала в сад Красной армии, а потом — в Центральный городской сад. Так как для большевиков сад выглядел чересчур буржуазно, скульптуру с нимфой разбили и заменили ее на красноармейца с собакой.
В 1925 году, когда здание на Первомайской — Карла Либкнехта перешло в ведение профсоюза железнодорожников, парк вновь переименовали — в сад Вайнера. Там построили эстраду, танцплощадку, бильярдную, в это же время открылся и ресторан «Театральный». Примерно с тех лет данные о фонтане исчезают из исторических сводок.
Здание Товарной биржи, которое позже стало универмагом «Пассаж», построили в 1925 году, а в 1929 году на площади перед ним разбили сквер. Вскоре там появился фонтан со скульптурами детей авторства архитектора Андрея Кикина. В центре стояла девочка в платье с кувшином в руках, из которого выливались струи воды. По бокам от нее были два маленьких мальчика с голыми торсами. Моделями для скульптур послужили дети архитектора — сын Даль и дочь Ирина.
В 1970-х здесь появился фонтан с птицами, которые сидели на чаше. Из центра последней били несколько водяных струй.
В советское и постсоветское время фонтан — уже без скульптур — долгое время стоял заброшенным. Его отреставрировали и запустили только в конце нулевых. Но вскоре — в 2012 году — фонтан окончательно исчезнет вместе со старым «Пассажем».
Беседка-ротонда на островке искусственного пруда в Харитоновском парке была построена еще в 1935–1937 годы по проекту архитектора Емельянова. Она выполняла роль не только места для отдыха, но и фонтана. Струи воды били как с верхней части сооружения, так и из центра ротонды.
Фонтан перестал работать в 70-е годы и с тех пор о нем напоминают только листы фанеры, застилающие дыры на полу.
Фонтан «Мальчик с рыбой» построили в 1936 году, когда усадьбу Харитонова — Расторгуева передали школьникам под Дворец пионеров. В центре бронзовой группы была фигура обнаженного мальчика-рыбака, присевшего на камень и прижавшего к груди рыбу, изо рта которой вырывалась струя воды.
Архитектор фонтана Андрей Кикин, как и в случае с водным объектом у «Пассажа», вылепил скульптуру со своего девятилетнего сына Даля. По краям фонтана сидели восемь больших лягушек, на спины которым любили забираться дети.
В 1982 году, когда повторно освящали Вознесенскую церковь, фонтан сочли неуместным и демонтировали. На этом месте разбили цветник. Следы монумента надолго затерялись, а потом вдруг обнаружились в сквере Зеленстроя. Но потом они пропали и оттуда. Где сейчас находятся лягушки — неизвестно.
Память именно об этом фонтане еще сильна в сердцах жителей города. Может, именно поэтому отсылка к «Мальчику с рыбой» стала идеей центральной композиции на фестивале «Атмофест» в этом году.