Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Учитель дал уроки мастерства. Павел Матяж — о фильме «Черепашки-ниндзя: Мутантский беспредел»

11 августа 2023, 12:04
Фото: Павел Матяж для 66.RU
На пиратских стриминговых сервисах уже можно посмотреть экранку нового анимационного шедевра от Джеффа Роу. И этим фильмом автор «Гравити Фолз» на практике доказывает, что может создавать эпичное кино автономно от Disney или Sony.

Обитающие в канализации черепахи и их крысообразный учитель Сплинтер противостоят команде враждебных мутантов во главе с Супермухой, которые, по давней киношной традиции, планируют уничтожить человечество. Но есть и третья сила, которая хочет на всем этом заработать: циничная человеческая корпорация объявила охоту на гибридов, чтобы выдоить из них всю кровь и клепать суперсолдат на радость Пентагону и НАТО.

Куда-то пропали Шредер и Крэнг, но в целом все довольно знакомо. Магистральная сюжетная линия с небольшими изменениями уже тридцать лет вертится вокруг мутагена, что совершенно не мешает продюсерам и режиссерам черепашьих фильмов делать деньги. К 2023 году суммарные сборы франшизы «Черепашки-ниндзя» превысили миллиард долларов.

Благодаря этому Леонардо, Донателло, Рафаэль и Микеланджело попадают на большие кинотеатральные экраны в седьмой раз. Американские комиксисты Кевин Истмен и Питер Лэрд нарисовали их в конце восьмидесятых и сорвали джек-пот. Черепахи стали хитом, а голливудские студии принялись сражаться между собой за права на экранизацию. Сегодня победили ребята из Paramount и Nickelodeon.

В девяностые черепах изображали бедолаги в костюмах из вспененного латекса. В нулевые живых актеров заменили компьютерные существа ранней эпохи анимации, чем-то напоминающие первых спилберговских динозавров. К середине десятых они изрядно накачали мускулы, включая дуги вокруг ноздрей, которые напрягались при приближении красотки Меган Фокс. Режиссер Майкл Бэй взял тогда голливудскую секс-бомбу на роль Эйприл О'Нил.

Учитель дал уроки мастерства. Павел Матяж — о фильме «Черепашки-ниндзя: Мутантский беспредел»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Черепашки-ниндзя», режиссер Майкл Бэй, 2014 год

Однако в «Мутантском беспределе» глянцевая эстетика Бэя уступила место чему-то совсем другому. Тридцать лет мутанты эволюционировали из пластмассовых кукол в существ с реалистичной мимикой и анатомией, но в 2023 году все это пошло прахом из-за анархической революции в анимации, устроенной художниками корпорации Sony в дилогии про Человека-паука.

Учитель дал уроки мастерства. Павел Матяж — о фильме «Черепашки-ниндзя: Мутантский беспредел»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Человек-паук: Через вселенные», режиссеры Боб Персичетти, Питер Рэмзи, Родни Ротман, 2018 год

В новом фильме Лео, Микки, Дон и Раф выглядят так, будто кто-то нарисовал их маркерами, а затем добавил деталей шариковой ручкой. Теперь они напоминают трехмерную версию того, что ребенок мог бы изобразить на внутренней стороне дневника во время урока. Идеальный, если призадуматься, взгляд на персонажей, которые начали свою жизнь на похожих носителях. В том смысле, что черепашки-ниндзя создавались как пародия на комиксы о супергероях. И, наверное, никогда еще они не выглядели круче. И моложе.

Режиссер «Мутантского беспредела» Джефф Роу преуспел в подростковых историях. Тинейджерами были главные герои «Гравити Фолз», над которыми американский мультипликатор-вундеркинд работал несколько лет. Авангардный мультфильм «Митчеллы против машин» также рассказан от лица юной абитуриентки киношколы.

Учитель дал уроки мастерства. Павел Матяж — о фильме «Черепашки-ниндзя: Мутантский беспредел»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Митчеллы против машин», режиссеры Майкл Рианда, Джефф Роу, 2020 год

В «Черепашках-ниндзя» Роу разыгрывает хорошо знакомую карту. Его Леонардо, Микеланджело, Донателло и Рафаэль — подростки. Больше всего на свете они хотят выбраться из подземелья и поступить в среднюю школу.

И не они одни. Переосмыслена как ребенок и Эйприл О'Нил. В новом сюжете она только собирается связать себя с журналистикой, ездит на скутере и хочет расследовать злодеяния Супермухи, чтобы спасти от отмены школьный выпускной бал и исправить тем самым сво­ю репутацию местного изгоя.

Этот момент придает фильму особую интонацию, превращая его в первую очередь в историю взросления, а уже потом, далеко на втором месте, в историю спасения мира. До этого, конечно, тоже дойдет, но не раньше, чем в третьем акте. Режиссеру и его команде гораздо интереснее потусоваться со своими персонажами, послушать музыку, поесть пиццы, обсудить актуальные поп-культурные тренды, поугорать за аниме и снять пару тиктоков.

Их наставник Сплинтер в этой итерации больше, чем обычно, напоминает гиперопекающего родителя, травмированного человеческой ксенофобией. Его, кстати говоря, озвучивает Джеки Чан, хоть нам тут этого никогда не услышать. Он предпочитает изоляцию и непротивление злу насилием. Крыса и черепахи долгие годы оттачивали свое кунг-фу дома перед телевизором, но к началу фильма никто из них ни разу не дрался. Они так хорошо прятались, что люди просто не знают об их существовании.

Выйти на поверхность и бросить вызов тирану их заставляет не обостренное чувство справедливости, необходимость защитить каких-нибудь обездоленных или благородная месть, а подростковая жажда признания. Они мечтают эффектно накостылять банде неуклюжих отморозков на глазах всего Нью-Йорка и стать героями.

Но вместо тупых мафиози обнаруживают таких же изгоев и аутсайдеров, как они сами. Муху-мутанта Суперфлая, кабана Бипопа, носорога Рокст­еди, а кроме того, мутировавших аллигатора, летучую мышь, геккона, лягушку и таракана. Эти бедолаги также жаждут признания со стороны остального мира, но идут альтернативным путем. Они собрались превратить всех насекомых, животных, рыб и птиц в мутантов, чтобы стать из меньшинства большинством. Тут Роу немного заходит на территорию Джеймса Ганна, который построил карьеру на историях про команды неудачников.

Другим важным референсом новых черепах, понятное дело, является «Человек паук: Через вселенные» и его продолжение. Но по сравнению с работой Питера Рэмси, Родни Ротмана и Боба Персичетти с их пулеметной динамикой и взрывным темпераментом черепашки кажутся чересчур расслабленными. Роу не пытается охватить все и сразу, он аранжирует свое кино грязным уличным хип-хопом из девяностых и не устраивает жанровый эксперимент из каждой сцены.

Впрочем, ближе к финалу его речитатив разгоняется. В последней трети, спасая Нью-Йорк от циклопической угрозы, мутанты носятся по экрану ничуть не медленнее человеков-пауков, а художники демонстрируют свою мощь, создавая нарочито неряшливые видеоскетчи с применением технологий на грани фантастики.

Сняв «Черепашек-ниндзя», Джефф Роу проявляет себя как действительно самостоятельный автор, способный создавать крутые штуки автономно от Disney или Sony. А Teenage Mutant Ninja Turtles: Mutant Mayhem занимает достойное место на полке рядом с другими анимационными шедеврами 2020-х.

Удачного просмотра.

Павел Матяж