Кто только не спасал этот мир за сто лет существования кинематографа. Супергерои и спецагенты, цезари и фараоны, генеральные секретари и президенты. И, конечно, Брюс Уиллис. Он, кстати говоря, считается главным спасателем планеты не вполне заслуженно.
Всемогущий Брюс спасал мир всего четырежды, а его друг и коллега по красной ковровой дорожке Киану Ривз имеет в своем активе пять спасений. Дышат Брюсу в затылок Том Круз, Курт Рассел, Харрисон Форд, Сильвестр Сталлоне и Дензел Вашингтон. А лидерами списка по праву являются заслуженные артисты Арнольд Шварценеггер и Уилл Смит.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Но все это там у них, в недоступных теперь для широкой публики американских фильмах. У России, понятное дело, свой особый путь, но это не значит, что российским киногероям не хотелось бы спасти мир. Просто для спасения планеты им традиционно не хватало бюджета. Так что защищать приходилось что-то более локальное: родную деревню, дом, улицу, город, как максимум — страну (это если брать в расчет весь многотомный пул фильмов про ВОВ).
Так бы и влачили отечественные киногерои свое жалкое недогеройское существование, если бы за дело не взялся российский режиссер Захаров (не волнуйтесь, не Марк и не один из его родственников). Однофамилец великого русского режиссера Карен Вазгенович Захаров начинал свой путь как автор одного из guilty pleasure нулевых «Не родись красивой». Потом снимал такие знаковые проекты, как «Папины дочки», «Ранетки» и «Артек. Большое путешествие». Но сегодня он вознамерился поднять престиж российского кино еще выше и снял фильм о Бабе-яге.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Персонаж польской, чешской, словацкой, болгарской, сербской, черногорской, хорватской, белорусской, украинской и русской мифологии Яга, она же Яга-баба, она же Еги-баба, она же Ягая, она же Ягишна, она же Ягабова, она же Егибоба и очень много кто еще, традиционно выступает как злодейка, хотя иногда невольно помогает протагонисту Ивану в его большом квесте против Кощея. В большинстве сказочных сюжетов она каннибалка, ну или скорее людоедка, в том смысле, что сама Баба-яга не человек, а хтоническая сила природы во плоти. В современных адаптациях как-то забывают об этом, но в оригинале всем известная избушка на курьих ножках огорожена частоколом из человеческих костей. Занята ее хозяйка обычно тем, что заманивает в свое логово добрых молодцев и маленьких детей, чтобы их потом сожрать.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Хеллбой», 2019 год |
Впрочем, знаменитый русско-советский исследователь фольклора Пропп еще до революции выдвинул гипотезу о том, что злобность и агрессивность Бабы-яги не являются ее доминантными чертами, а лишь выражают иррациональную, недетерминированную натуру персонажа. Баба-яга — не только демон, сажающий детей на лопату, чтобы зажарить в печи, но и лесной дух, хозяйка тайги, которую надо задобрить. Ее каннибалистские повадки связаны с первобытным функционалом жрицы, проводящей подростков через обряд инициации.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Василиса Прекрасная», 1939 год |
Александр Роу и его коллеги по цеху не сразу обратили внимание на эту бабка-ежкину двойственность. В «Василисе Прекрасной» 1939 года или «Кощее Бессмертном» 1944-го Баба-яга в исполнении Георгия Милляра — классическая злодейка. Колдует, строит козни, обманывает Ивана, держит в заточении Василису, помогает Кощею и Змею Горынычу и в финале получает заслуженное наказание. Ее образ немного смягчается только в хрущевскую оттепель.
Кадр из фильма «Морозко», 1964 год |
Полноценную реализацию идеи Проппа получили уже в постсоветском кино. После падения коммунизма Баба-яга вообще перестала есть детей, а только и делала, что решала проблемы хороших парней. В трилогии «Последний богатырь» Баба-яга превратилась в волшебного помощника богатыря Ивана, параллельно выполняя комические функции. Карен Захаров и его сценаристы пошли еще дальше, по стопам создателей таких проектов, как «Бабка Ёжка и другие», «Баба Яга. Начало» и «Яга и книга заклинаний», и сделали зловещую старуху-людоедку главной положительной героиней истории.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Яга и книга заклинаний», 2023 год |
В сказке Карена Захарова Баба-яга заменила Ивана-царевича. Теперь она, а не Ванька — главный противник Кощея Бессмертного. В мультипликационных флэшбэках рассказывается о былинных стародавних временах, когда Яга и Кощей были союзниками, владели магическими искусствами, помогали людям осваивать землю и защищали их от опасных животных и стихийных бедствий. Совсем как боги языческих пантеонов, а позднее — колдуны-истари у Толкиена.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Властелин колец: Братство кольца», 2001 год |
Так же как Саруман и Гендальф, Кощей и Яга не сошлись во взглядах на стратегию безопасности и защиту информации во взаимоотношениях с хомо сапиенс и превратились в злейших врагов. В паре с Иваном-царевичем Яге удалось одолеть злого волшебника. Сцена с уткой, яйцом, иглой и всем остальным открывает фильм Захарова.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Дальнейшие события происходят через много лет в современной России. Скорее всего, в Москве, судя по некоторым градостроительным особенностям. После смерти тирана Баба-яга берет на себя функции управления волшебным миром и, чтобы защитить его от людей, наколдовывает магический барьер, мощное силовое поле, которое действует примерно как в фильмах о Гарри Поттере, скрывая от посторонних глаз всё и всех, кто находится в пределах защитного заклинания.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2», 2011 год |
Однако за пару тысяч лет барьер слабеет, и сквозь него почти случайно проникает московский ребенок Сеня, который довольно быстро находит в волшебном лесу избушку и ее обитателей, фоткает их на телефон и угрожает вызвать полицию. Столкнувшись на пороге собственного дома с дерзким тинейджером, Баба-яга понимает, что заклятье больше не действует, и отправляется в мир людей, чтобы пополнить запасы волшебного зелья и все исправить.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
По описанию очень похоже на «Последнего богатыря» или, скорее, какое-то его продолжение, спин-офф про Бабу-Ягу. Но они не родственники. Продюсеры фильма «Баба Яга спасает мир» Александр Морозов, Армен Ананикян, Ара Оганесян никак не связаны с группой Верещагина, Шляппо и Илояна. Ни Виктор Хориняк, ни кто-то из его многочисленных коллег из команды «Последнего богатыря» не принимали участия в съемках «Бабы Яги».
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Последний богатырь», 2017 год |
Похоже, Морозов, Ананикян и Оганесян решили воспользоваться хаосом, царящим на рынке российского кинопроката и лазейками авторского законодательства, и запустили в прокат неавторизованный клон «Богатыря», рассчитывая срубить кассу на зазевавшихся родителях в дни школьных каникул. Несмотря на максимально широкий прокат и вполне официальное продвижение «Баба Яга спасает мир» обладает всеми признаками пиратской продукции. Не заметить насколько он похож на франшизу о «Последнем богатыре» можно только приложив максимум усилий. Получившийся в итоге фильм настолько ужасен, что просто должен попасть в какие-нибудь учебники по кинопроизводству в качестве ярчайшей иллюстрации того, как делать не следует.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Играть Ивана-царевича был приглашен Ян Цапник («Горько», «Последний министр»). Главную роль Бабы-яги исполнила Людмила Артемьева, если и известная кому-то, то только по фильмам Сарика Андреасяна. А Кощея Бессмертного почему-то изображает Григорий Сиятвинда, когда-то сыгравший Баклажана в балабановских «Жмурках».
Это все похоже на какую-то больную фантазию.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Сюжетная коллизия с перемещением Бабы-яги и Кощея Бессмертного в Москву 21-го века и даже какие-то гэги, вызванные столкновением древних магических существ и современных технологий, частично дублируют события и шутки из первой части «Последнего богатыря». Но только выглядят еще более убого, хотя в 2017-м казалось, что это невозможно.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Помните, сколько смеха, неловкости и недоумения вызывали когда-то компьютерные эффекты из «Последних богатырей»? Всем авторам тех рецензий сегодня захочется взять свои слова назад. По сравнению с CGI «Бабы Яги» «Последний богатырь» — просто «Человек-паук: Через вселенные». Все эти нелепые вспышки, замутнения и задымления выглядят так, как будто это снимали в 1970-е. Спецэффекты на уровне «В гостях у сказки».
Фото: kinopoisk.ru |
---|
И ладно бы дело было только в этом. В конце концов, возможно, у незадачливых продюсеров просто не хватило денег, но они компенсировали это за счет гениального сценария, заставляющего плакать и смеяться зрителей независимо от пола и возраста. Ничего подобного. Наполовину украденный сценарий — едва ли не самая беспомощная составляющая фильма.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Вражда Яги и Кощея выглядит специфично, но в целом худо-бедно объяснена. И хотя большую часть фильма антагонисты не встречаются, можно сказать, что они полтора часа движутся друг к другу, чтобы сойтись в финале.
Всех остальных персонажей лучше вообще не упоминать. Тем более что их сценарный функционал определить сложно.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кроме Бабы-яги в фильме есть еще Кикимора (Олеся Железняк, «Ландыш серебристый») и Леший (Алексей Дмитриев, «Каникулы строгого режима»). Кикимора выглядит так же, как Баба-яга, только помладше. И зачем она нужна в фильме, решительно непонятно. У нее нет ни внятного действия, ни запоминающихся реплик.
Лешему в этом смысле повезло больше. Делать в кадре ему тоже нечего, но он запомнится немногочисленным зрителям рефреном «Наш дом — лес». Этим незатейливым косплеем Грута из «Стражей Галактики» продюсеры и сценаристы напоминают, что находятся в одной с нами вселенной.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Так можно продолжать без конца. Иванушка-коррупционер и его любовная линия с праправнучкой Марьи-искусницы никуда не ведет и ни к чему никого не обязывает.
Странная история с геноцидом домовых тоже не получает никакого объяснения. Зачем они были в фильме и зачем их понадобилось истреблять, никто не знает.
Даже московский мальчик Сеня, персонаж-проводник, с которым могла бы ассоциировать себя потенциальная аудитория, в основном сюжете почти не участвует и лениво выполняет параллельное задание по излечению больной бабушки.
В этих многочисленных тупиках хочется найти хоть что-то, какую-то идею, искру, подтекст. Может быть, все это — бабушкина предсмертная галлюцинация, плод умирающего разума столичной пенсионерки?
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Но ничего нет. И главное — нет спасения мира, ради которого все это затевалось. Мощная ставка, заявленная в названии фильма, так и не сыграет. Миру ничего особенно не угрожает. Кощей Бессмертный не планирует убивать или хотя бы порабощать людей. А некая «Тьма», в которую он собирается погрузить Землю, скорее всего, какая-то сценаристская метафора. Никакого фактического подтверждения эти обещания не получают.
Баба-яга не спасает мир. Она не в состоянии защитить от посягательств даже крохотные десять квадратных метров лесополосы, в которой стоит ее избушка. Наглый московский ребенок беспрепятственно проникает в волшебный мир и в начале, и в конце сюжета, опрокидывая все усилия как героев фильма, так и его создателей.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Невероятно сложно вообразить, для чего все это было сделано. Едва ли продюсеры «Бабы Яги» настолько наивны, что рассчитывали заработать в мертвый летний сезон огородов и отпусков, когда ни одного ребенка не заманишь в кинотеатры даже на блокбастер от Marvel.
Едва ли «Баба Яга» способна спасти российский прокат от неминуемой деградации и окончательного распада. Возможно, она нужна была для того, чтобы продемонстрировать несчастным зрителям глубину пропасти, в которую предстоит падать российскому кино. И символизирует собой его смерть, так же, как символизировала ее всегда. В смысле, она же архетипическая охранительница Царства мертвых — Баба-яга — костяная нога, кроме всего прочего. Чтобы каждый понял — можно снять фильм хуже, чем «Последний богатырь». Во много-много-много-много раз хуже.
Удачного просмотра.