Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Харрисон Форд переписывает историю. Павел Матяж — о фильме «Индиана Джонс-5»

10 июля 2023, 12:21
Фото: Павел Матяж для 66.RU
На российском пиратском стриминге появилась экранка пятой части приключений легендарного археолога. И первая, режиссером которой стал не Стивен Спилберг.

С момента выхода четвертой части суперуспешной голливудской франшизы про Индиану Джонса прошло 15 лет. «Королевство хрустального черепа» принято ругать, но кроме молодого Шайи Лабафа в папашиной шляпе и Кейт Бланшетт с украинским акцентом у него были еще и очень неплохие сборы. Так что продолжение было лишь вопросом времени. И вот в разгар лета этого кошмарного 2023 года восьмидесятилетний доктор Джонс выходит на пенсию (сурово они со стариками в Америке). Но вместо написания мемуаров или кругосветного путешествия бросается на поиски очередного магического артефакта, способного уничтожить весь мир.

В отличие от волшебных девайсов из предыдущих фильмов про Индиану, антикитера реально существует — революционный для своего времени механизм был изготовлен в Греции примерно в третьем веке до нашей эры и произвел небольшой переполох в археологии в начале 20-го века. Древний астрономический прибор был гораздо более продвинутым, чем любые известные астролябии, и представлял собой календарь, а также астрономическое, метеорологическое, образовательное и картографическое устройство, первый образец аналоговой вычислительной машины, первую известную механическую Солнечную систему, планетарий и астрономические часы.

Сценаристы братья Баттеруорты («Грань будущего», «Ford против Ferrari») в соавторстве с Дэвидом Кеппом («Парк Юрского периода», «Миссия невыполнима», «Человек-паук») присвоили авторство изобретения антикитеры знаменитому древнегреческому ученому Архимеду. Тот действительно жил и кричал «эврика» в третьем веке до нашей эры в Сиракузах, неподалеку от которых обнаружили древнюю астролябию. Но едва ли мог предполагать, что с помощью этой штуковины можно уйти в прошлое. Или о том, что его (ну или не его) изобретением заинтересуется Адольф Гитлер.

Фашисты появляются в прологе «Индианы Джонса и колеса судьбы», который представляет собой получасовой флешбэк в 1944 год. Нацистским ученым, которых играют Томас Кретчман (барон Вольфганг фон Штрукер из «Мстителей-2», Ганс фон Вицланд из «Сталинграда», Вильм Хозенфельд из «Пианиста» и еще примерно 50–60 нацистских персонажей из голливудских и не очень фильмов) и Мадс Миккельсен, также довольно часто играющий разнообразных архизлодеев, противостоит омоложенная копия Харрисона Форда.

Выглядит это почти безупречно, намного круче, чем старый/молодой Де Ниро в «Ирландце» или юная Кэри Фишер и восставший из могилы Питер Кушинг в «Изгое-один». Если бы не одно но — нейросети и всяческие дипфейк-прибамбасы сейчас так распространены, что больше никого не удивляют. Ни один вменяемый зритель не поверит, что реальный Харрисон Форд реально принимал участие в съемках этого флешбэка времен Второй мировой. Так, может, он и в остальных сценах не снимался? Ну чего тревожить пожилого человека погонями, прыжками с вагона на вагон, скачками на лошади и бесконечным мордобоем, если за него это могут сделать талантливые дизайнеры из «Диснея» и их трудолюбивые нейросети?

Разнообразных прыжков в «Колесе судьбы» очень много. Джеймс Мэнголд, занявший вместо Спилберга кресло режиссера, знает толк в спецэффектных драках и погонях. С восьмидесятых он снял множество боевиков, правда, настоящий успех и удача пришли к нему только в начале 2020-х, когда он сделал «Логана», «Поезд на Юму» и «Ford против Ferrari». В пятой части «Индианы Джонса» Мэнголд умело расставляет декорации и почти идеально имитирует фирменный спилберговский монтаж.

Сюжетная коллизия, если присмотреться, не лишена иронии. Окончательно постаревший, но не утративший юношеского задора ветеран археологии всю свою жизнь рвался в прошлое. И вот наконец, достигнув пенсионного возраста, он получает возможность оказаться там не в своих снах, а вполне буквально. Одна проблема — чертовы нацисты. Они тоже хотят уйти в прошлое и основательно переписать там всю человеческую историю. Хотя в основном их влажные фантазии крутятся вокруг Второй мировой, понятное дело.

Несмотря на хороший сценарий, уверенную постановку, 300-миллионный бюджет, внушительный актерский каст (кроме Форда с Миккельсеном в фильме играют Фиби Уоллер-Бридж, Антонио Бандерас и Тоби Джонс) и целое цунами из ностальгического фан-сервиса (диснеевцы уговорили сняться даже Джона Риса-Дэвиса), в Сети полно отрицательных отзывов от профессиональных критиков и обычных зрителей. На Rotten Tomatoes у него 69%. Народ предсказуемо жалуется на то, что без Спилберга пальто немного не то, исчезла волшебная искра. Ортодоксальные радикалы требуют перестать цинично наживаться на ностальгии и оставить великую трилогию в покое.

Впрочем, примерно то же они говорили в первые месяцы после выхода «Королевства хрустального черепа» и даже «Последнего крестового похода», который был снят через пять лет после «Храма судьбы» и какое-то время тоже считался издевательством над каноном. Удалось ли Индиане Джонсу во второй раз уйти на пике, покажет время.

Удачного просмотра.

Павел Матяж