Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Лихие девяностые, которые мы потеряли. Павел Матяж – о сериале «Библиотекарь»

7 июля 2023, 14:26
Лихие девяностые, которые мы потеряли. Павел Матяж – о сериале «Библиотекарь»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
На «Кинопоиске» и Wink – новый российский сериал с Никитой Ефремовым, снятый по «городскому» фэнтези украинского писателя Михаила Елизарова, получившего в 2008 году «Русского букера».

Лихие девяностые, Москва. Молодой актер (Никита Ефремов опять играет сам себя) очень хочет в Америку. Но вместо этого отправляется в Подмосковье, где становится библиотекарем. Завязка поражает своей абсурдностью, но интригует не особенно. Во-первых, профессию библиотекаря не назовешь увлекательной, а во-вторых, в последние годы москвичи из разных фильмов и сериалов столько раз уезжали в провинцию и попадали там в неприятности, что это становится навязчивым. Сколько можно уже ездить туда?

Но если отнестись к «Библиотекарю» серьезнее, он вполне может увлечь. Начинается все вообще как в третьем сезоне «Ведьмака». Кровавым побоищем в лесу, в котором одетые как толкиенисты пожилые дяденьки и тетеньки убивают друг друга с помощью экзотического холодного оружия. Поставлена драка на удивление достойно, не хуже, чем в том же «Ведьмаке», хоть это и не самый удачный референс, судя по оценкам американских кинокритиков.

Лихие девяностые, которые мы потеряли. Павел Матяж – о сериале «Библиотекарь»
Фото: kinopoisk.ru

Кроме того, младший Ефремов идет в народ не для того, чтобы выдавать ему потрепанные книжки. В отличие от большинства своих московских предшественников, он отправляется в глубинку за деньгами. В Москве ему не удается быстро заработать искомые четыре штуки баксов. Малыш терпит крах и как аниматор детских утренников, и как порноактер. Но неожиданно погибший отец оставляет ему в наследство квартиру в каком-то заштатном городишке. Обрадованный свалившейся с неба удаче москвич едет продавать папину хрущевку и попадает в такой замес, что забывает обо всем на свете.

Лихие девяностые, которые мы потеряли. Павел Матяж – о сериале «Библиотекарь»
Фото: kinopoisk.ru

Оказывается, батя, 27 лет назад ушедший из дома в неизвестном направлении, не спивался все эти годы по подворотням, а возглавлял могущественную организацию в местечке под названием Широнино (такая точка на карте действительно существует, правда, не в Подмосковье, а на родине писателя Елизарова в Харьковской области Украины). Под прикрытием читальни члены организации охотятся за книгами безвестного советского писателя Громова.

Лихие девяностые, которые мы потеряли. Павел Матяж – о сериале «Библиотекарь»
Фото: kinopoisk.ru

Напечатанные еще при Сталине книжки с характерными названиями и обложками «Пролетарская», «Счастье, лети!», «Нарва», «Дорогами труда», «Серебряный плёс», «Тихие травы», «Дума о сталинском фарфоре», несмотря на пропагандистское содержание, являются волшебными артефактами, в смысле обладают магической силой. И при правильном прочтении добавляют своему читателю Силы, Ярости, Памяти, Терпения, Власти, Радости и Смысла.

Лихие девяностые, которые мы потеряли. Павел Матяж – о сериале «Библиотекарь»
Фото: kinopoisk.ru

Вокруг книг существует культ, подобный религиозному, с соответствующей иерархией и организованный подобным образом. Вот только вместо молитв и богослужений члены культа время от времени вступают друг с другом в смертельные массовые драки за обладание артефактами. В одной из таких кровавых стычек и погибает отец героя. Теперь московский актер должен занять его место, поскольку одна из книг переходит ему по наследству вместе с титулом Библиотекаря.

Лихие девяностые, которые мы потеряли. Павел Матяж – о сериале «Библиотекарь»
Фото: kinopoisk.ru

Одноименный роман вызвал в 2008 году очень спорные отзывы. Кто-то называл его прорывом и образцом хорошего стиля, простоты и достоинства, а кто-то – «низкопробным фашистским трешем». Его обвиняли и в подражании Сорокину и Пелевину, и в «реабилитации соцреализма», и в «канонизации советского прошлого». А «Букера» дали, похоже, в основном за единственную в своем роде попытку романтизировать профессию библиотекаря.

Лихие девяностые, которые мы потеряли. Павел Матяж – о сериале «Библиотекарь»
Фото: kinopoisk.ru

Ну или единственную на территории РФ. За четыре года до вручения Елизарову премии в США вышел свой «Библиотекарь», сюжетно напоминающий роман украинского литератора до степени смешения. Его незадачливый герой, так же живущий с мамой, так же оказывается в таинственной библиотеке, где книги дают читателям магические силы. Предыдущий библиотекарь так же был убит охотниками за артефактами. И так же, как в романе Елизарова, протагонист становится новым Библиотекарем, чтобы впредь оберегать волшебные предметы от злодеев.

Лихие девяностые, которые мы потеряли. Павел Матяж – о сериале «Библиотекарь»
Фото: kinopoisk.ru

Впрочем, плагиатором Елизарова как раз не называли. А в руках современных московских киношников его «Библиотекарь» напоминает не голливудское кино из одноименной франшизы или экранизации романов Пелевина, а скорее Лукьяненковские «Дозоры». На уровне первых двух серий, доступных сейчас на «Кинопоиске» и Wink, конспирология тут совсем не такая забористая, как в недавнем «Ампир V», а обилие костюмированных боевых сцен с применением разных мечей, копий, топоров и алебард вызывает стойкую ассоциацию со знаменитыми фильмами Тимура Бекмамбетова.

Лихие девяностые, которые мы потеряли. Павел Матяж – о сериале «Библиотекарь»
Фото: kinopoisk.ru

Несмотря на вторичность замысла и его реализации, «Библиотекарь» не лишен достоинств. Это и игра актеров (кроме младшего Ефремова тут задействованы Андрей Мерзликин, Михаил Трухин, Игорь Золотовицкий и другие), и работа художников-декораторов, любовно воссоздавших убитые хрущевки, и постановка боевых сцен, которых тут великое множество. Как ни крути, фэнтезийный боевик, в котором библиотекари бьются насмерть с «афганцами», металлистами или байкерами, увидишь нечасто.

Удачного просмотра.