Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Путеводитель по психологическим травмам, патологиям и кошмарам. Павел Матяж — о фильме «Все страхи Бо»

5 мая 2023, 13:08
Путеводитель по психологическим травмам, патологиям и кошмарам. Павел Матяж — о фильме «Все страхи Бо»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Американская студия А24 покинула кинопрокат РФ в феврале 2022-го. Несмотря на это, в российских кинотеатрах официально выходит ее новый проект — фильм Ари Астера, режиссера «умных хорроров» — «Реинкарнации» и «Солнцестояния».

Большое мейнстримное голливудское кино покинуло кинотеатры Российской Федерации. Новые «Топ Ган» и «Бэтмен», второй «Аватар», третьи «Стражи галактики» и очень много чего еще в России не показывают. В сократившихся примерно на 20% кинозалах РФ официально выходят только трешевые американские ужастики или боевики категории Ж с Брюсом Уиллисом.

На этом фоне «Все страхи Бо» для несчастного российского кинозрителя — большая удача. Практически одновременно со всем цивилизованным миром в кинотеатрах Серова, Первоуральска и Ревды можно посмотреть реально крупный и долгожданный голливудский проект, смелую, современную, новаторскую картину, претендующую на фестивальные награды будущего сезона.

Впрочем, с некоторыми оговорками, конечно. «Бо боится» (Beau is afraid — так буквально называется фильм) — это не «Дюна» и не «Оппенгеймер», в смысле, не фантастический боевик с популярным сюжетом и не байопик известной исторической личности с десятком голливудских кинозвезд первой величины в касте. А мрачный трехчасовой фестивальный артхаус. Что-то на стыке «8 ½» Феллини и «Я подумываю со всем этим покончить» Чарли Кауфмана, с цитатами-оммажами Линчу, Гиллиаму, Гондри, Ханеке, Поланскому, сразу двум Андерсонам, обоим Коэнам, всем фильмам Скорсезе и «Форресту Гампу».

Едва ли жители Эльмаша и Уралмаша массово бросятся после этих слов в кинотеатры. А зря — ведь по крайней мере первый час фильма посвящен описанию не просто загнивающего, а по-настоящему разлагающегося Запада.

Режиссер Ари Астер — американец, он родился в Нью-Йорке, однако в фильмах своих старается не произносить конкретных названий и не привязываться к какой-то определенной географии.

«Все страхи Бо» происходят в некой абстрактной точке посреди глобальной западной цивилизации, катящейся в бездну. По крайней мере, так это выглядит с точки зрения главного героя — белого цисгендерного мужчины средних лет по имени Бо.

Начинается его рассказ с самых что ни на есть основ или глубин, низов, если говорить буквально. Камера постоянного оператора Астера Павла Погоржельского смотрит на зрителей из вагины матери Бо, Моны Вассерман, с дикими нецензурными криками рожающей протагониста. Такое уже было в недавней «Блондинке». Оператор там тоже регулярно наблюдал процесс родов изнутри роженицы. Скандальные, сверхнатуралистичные сцены не помогли создателям байопика Мэрилин Монро добиться успеха у зрителей и критиков, однако у Астера, возможно, выйдет иначе. Ведь для него эти роды — не просто шокирующий эпизод, а ключевой философский момент, вокруг которого он выстраивает всю историю.

Родовая травма — первое из многочисленных психологических увечий, которые бедолага Бо будет получать на протяжении всей своей жуткой жизни. А кабинет психоаналитика — единственное место, где он чувствует себя в относительной безопасности, огражденный толстыми стенами и уютным мягким креслом от кошмарной реальности, круглосуточно пульсирующей и вопящей за его пределами.

Стоит ему выйти за дверь, как на него обрушивается чудовищный, враждебный мир голых бомжей и проституток, безумных попрошаек, орущих детей и клоунов, танцующих латиноамериканских мачо, эксгибиционистов-маньяков. Вокруг Бо сплошные неработающие лифты, угрожающие граффити, подозрительные полицейские, сбежавшие из лаборатории ядовитые пауки, истеричные квартирные хозяйки, агрессивные соседи, бешеные ветераны неких спецопераций, хамоватые сотрудники ЖКХ и развратные тинейджерши, норовящие обвинить всех мужчин на свете в сексуальных домогательствах.

Стоит ему на секунду вернуться в квартиру, оставив ключи в замочной скважине, как их немедленно похищают, воду, газ и свет непредсказуемым образом включают и выключают, на кухне пожар, соседи затоплены, телефон и ноутбук тоже, кредитные карточки внезапно перестают работать, будильник не звонит, багаж потерян, авиарейс упущен.

Этих ужасов вокруг так много, что становится ясно — Бо — персонаж комический и архетипический, оживший герой всех городских социокультурных фобий XXI века. И еврейских анекдотов в придачу.

Властная, супердоминирующая мама безраздельно владеет жизнью Бо с самого его рождения, определяет и влияет на все ее аспекты, включая интимные. Она принимает за Бо все решения, так что даже в 50 лет бедный мальчик не в состоянии что-либо решить самостоятельно. С его отцом она расправилась еще до рождения Бо (по ее словам, он умер в момент оргазма, сразу после зачатия младенца) и вот уже полвека распоряжается наследником.

Однако каким бы всесильным и вездесущим ни казался тиран — никто на Земле не вечен. И Бо, который так и не смог приехать на годовщину к мамочке, должен теперь прибыть на ее похороны. Впервые в жизни самостоятельно и без чьих-либо подсказок и указаний открыть дверь, закрыть ее, выйти из дома, добраться до аэропорта. И так далее. Этой безумной, смехотворной и одновременно леденящей кровь одиссее пожилого ипохондрика и посвящены три часа нового эпического шедевра Ари Астера.

Травмирующие, тяжелые взаимоотношения с родителями беспокоили Астера и раньше — властная доминантка в исполнении Тони Колетт мучила героев его дебютной «Реинкарнации», а «Солнцестояние» начиналось со смерти отца, матери и сестры главной героини. Но сегодня смело можно сказать, что в двух предыдущих своих картинах Ари только слегка намекнул на то, что думает по поводу семьи и семейных ценностей.

«Все страхи Бо» расставляют все точки над всеми возможными «i», проговаривают буквально каждую мелочь, все нюансы и комплексы. Это настоящий путеводитель по психологическим травмам, патологиям, фобиям и кошмарам, которые преследуют мужчин и женщин (в основном все-таки мужчин) в наше тревожное время.

Семья, дети, мама, папа, этот тесный круг, определяющий все, являющийся главной и единственной ценностью не только для Доминика Торетто и Майкла Корлеоне, но и многих более интеллектуально развитых персонажей мирового кинематографа, в фильмах Ари Астера имеет противоположное значение. Это источник всех бед, причина всех неудач, залог всех несчастий. Инфернальная, демоническая фигура матери преследует героя всю жизнь и превращает ее в ад. Из самых лучших побуждений.

Такое внимание к психологии, все эти глубины и хитросплетения делают «Бо» похожим на довольно многотомный пул опус-магнумов, исповедальных картин мэтров мирового кинематографа, разных Бергманов, Годаров, Феллини и Пазолини, которые те снимают обычно на закате дней, когда чувствуют приближение ангела смерти и откровенничают напоследок.

Астеру, который написал сценарий и выступил, кроме всего прочего, продюсером, ну то есть полноценным и практически единоличным автором «Всех страхов Бо», всего 36 лет. Кажется, рановато малыш Ари начал подводить черту под своим творчеством. Интересно, что на это скажет его мама?

Удачного просмотра.