«Ампир V» и его продолжение «Бэтман Аполло», как и многие пелевинские романы нулевых и девяностых, вызвали общественную дискуссию, были в моде и у всех на слуху. Это было сверхактуальное высказывание о капитализме, гламуре и культе денег, или, выражаясь языком вампиров Пелевина, баблоса.
Продюсеры Александр Мамут и Юрий Крестинский приступили к разработке «Ампира» в 2011 году, однако средства на него удалось собрать только в 2017-м. Фильм был готов к 2021-му, перенесен на год из-за пандемии, но в 2022-м в прокат тоже не вышел. Разговоры о нем возобновились в конце марта 2023-го, когда неизвестные разместили на пиратских торрентах копию «Ампира V». Подлила масла в огонь и эмоциональная реакция режиссера картины Виктора Гинзбурга. По словам кинематографиста, он сожалеет о произошедшем и не хочет, чтобы зрители увидели произведение в таком виде. «Там не хватает некоторых сцен, эпизодов и много чего еще», — рассказал Гинзбург, отметив, что сейчас съемочная команда выясняет, кто мог слить ленту в Сеть.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Вряд ли кого-нибудь, кроме самого Гинзбурга, интересуют личности виновников слива, однако нельзя не отметить, что скандал вокруг «Ампира V» разгорелся нешуточный. В итоге сегодня его качают с торрентов не только поклонники самого Пелевина или фанаты Оксимирона, но и праздно шатающиеся любопытствующие, слетевшиеся на запах жареного. А сам роман и его экранизация снова вызвали общественную дискуссию. Неужели только Окси и желание властей дать сигнал ему самому и людям тех же взглядов превратили «Ампир V» в сладкий для всех запретный плод? Или к пелевинскому роману давно нужно было присмотреться повнимательнее и пацифистская позиция фрондирующего рэпера просто явилась удобным предлогом задвинуть крамольное кино подальше на полку?
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Пелевин – большой любитель конспирологических теорий о природе власти. Закулисными кукловодами, тайно управляющими жизнью людей на земле, в разные периоды творчества Виктора Олеговича становились крайне экзотические существа, от комаров до космических лесбиянок. В «Ампире V» эту роль взяли на себя вампиры. Это они за миллионы лет с помощью генетической программы вывели расу людей и теперь управляют ими, как пастухи стадом. И так же как пастухи стригут овец или доят коров, вампиры выращивают людей, для того чтобы выкачивать из них некую ценную субстанцию. Однако это не кровь, которая так интересовала графа Дракулу, Эдварда Каллена, Лестата де Лионкура, Блэйда, Морбиуса или Святослава Вернидубовича Кривича и его сородичей, а нечто под названием «баблос». Мыслительная энергия человечества сосредоточена вокруг зарабатывания денег. Но зарабатывают они их не для себя, а из себя. Для вампиров.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Примерно так эта идея была сформулирована у Пелевина в середине нулевых. И перенеслась в фильм Гинзбурга практически без изменений. Буквально. В нескольких ключевых сценах герои просто цитируют пелевинский текст под сюрреалистический видеоряд из черепов, летучих мышей, молекул крови, сперматозоидов и портретов выдающихся мыслителей и художников эпохи Возрождения и Просвещения. Физически существующим властителям рода человеческого все это угрожает примерно так же, как подрывная деятельность Нео из «Матрицы».
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Гинзбург оторвался от жестокой реальности даже сильнее, чем метафорический текст оригинального романа. Если Пелевин еще мог каким-то образом подмигивать и намекать читателям на каких-то персонажей политической или культурной московской элиты начала нулевых, то в экранизации от этих намеков не осталось и следа.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Так же как от гламура и дискурса образца 2006 года, которые предлагалось изучить главному герою «Ампира V» вампиру Раме Седьмому и всем читателям. Гламурные фотографы снимают теперь передовиков производства для заводских многотиражек, дизайнеры люксорного глянца переключились на верстку корпоративных изданий предприятий ВПК. А вся жизнь выстроилась вокруг понятия «кнопка». Кто и когда ее нажмет. Не до баблоса сейчас.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Едва ли в этой ситуации можно винить Гинзбурга или тем более Пелевина за то, что их дискурс несколько не соответствует реалиям. Едва ли это можно будет исправить, добавив в фильм несколько сцен, эпизодов или что-то еще. Устарели, стали бессмысленны и неактуальны конспирология, ирония и фиги в кармане.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Яростный гламур нулевых, безудержная алчность и модно одетые кровососы на черных тонированных джипах из книжки Пелевина и фильма Гинзбурга уже превратились в нежное ретро, потертое, ламповое и винтажное, как сиськи Жанны Фриске с обложки журнала «Максим» 2004 года. Ну или 2011-го.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Подключать министерство культуры, чтобы на полном серьезе блокировать такую витающую в облаках, оторванную от реальности бредятину, можно только с целью привлечь к «Ампиру V» пристальное и всеобщее внимание. Поэтому тут два варианта. Либо все это придумано, чтобы наказать рэпера Окси, либо они там все действительно вампиры.
Удачного просмотра.